Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

Непорочнейшая, прекраснейшая и чистейшая Дева. Потому что Ее воля выбрала Бога с самого младенчества, и Она так захотела с самого детства. Но произошло это не случайно. В Ней как бы собрались все добродетели предыдущих поколений. На самом деле, и добродетели ведь тоже не остаются замкнутыми в одном человеке, они тоже передаются. Мы знаем, что грех одного человека влияет на другого человека.

Элементарно: человек, например, напился, поехал по дороге и сбил другого человека. И неважно, что тот человек не грешил, но последствия греха коснулись и его жизни. Так же и добродетели, они тоже не остаются без влияния на других людей. Недаром говорят: яблочко от яблони недалеко падает. Поэтому, например, если семья живет по христианским законам, ищет Бога, то дети будут более защищены, и им будет легче стать святыми, чем детям из семей, где люди пьянствуют, блудят или ненавидят. Почему? Атмосфера в семье влияет на детей.

И действительно, добродетель как бы «заражает» человека, условно говоря. И вот, из этого дерева вырастает Пречистая Дева Мария. Господь это семя пестовал в течение многих тысячелетий, и вот выросла, наконец, Пречистая Дева. И к Ней однажды является Архангел Гавриил и говорит ей: «... радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1,28).

А Мария удивилась, думала: что же это за такое странное приветствие? А тогда Ангел говорит Ей: «... Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1,30-33). И Дева Мария отвечает: «...как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1,34) Почему Она так говорит? Потому что Она была девственницей. И Она дала обеты вечного девства.

Про Нее говорят, что Дева Мария — это первая монахиня в истории мира. Многие люди думают, что монахи такие мрачные люди. Правда, у нас это сложнее думать, потому что, если посмотреть на наших монахов, которые у нас здесь во множестве ходят, — многих ли вы тут мрачных монахов видели? Они очень веселые, наши монахи, это очень даже видно: среди монахов веселых людей гораздо больше, чем среди семейных.

Я просто, как знающий и ту и другую жизнь, могу подтвердить. Потому что монашество действительно приближает человека к Богу. И вот Дева Мария, будучи первой монахиней, говорит: как же Я могу родить сына, когда Я девственна? Ангел отвечает ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1,35).

То есть, я не знаю, как это произойдет, но это тайна, тайна, которая невыразима никаким языком. Но я знаю, Кто эту тайну сделает реальностью — Дух Святой и сила Всевышнего. Какая такая сила Всевышнего, как вы думаете? Да, Божественная сила. Кто здесь имеется в виду? — Святой Дух. — Дух Святой есть, а еще Кто? Сам Христос! Он есть природная сила Отца.

Апостол Павел говорит, что Иисус есть Божия премудрость и Божия сила (1Кор.1,24). Какой силой творил Бог мир? Христом, Словом Своим, то есть Тем Самым Словом, Которое было в начале, Которым сотворен был мир. И эта Сила осеняет Деву Марию и Сама, Своей Силой создает Себе тело. Но здесь вся судьба мира висела на волоске. Бог мог стать человеком, а мог и не стать. Это зависело от чего? От свободной воли Девы Марии.

И Она сказала: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк.1,38). И Слово стало плотью. Бог Сын вошел в Ее утробу таинственным, чудесным образом, создал собственную Личность. Сотворил Себе собственную человеческую природу. Он создал Себе тело из Ее кровей, создал Себе душу, и Он стал подлинным Человеком, оставаясь при этом подлинным Богом.

Процесс творения проходил, как в начале мира. Помните, мы рассказывали в прошлый раз? Бог сотворил мир каким образом? Он говорил: да будет свет, и стал свет. Да будет твердь — и стала твердь. Он говорил: да будет. И мир появлялся. И вот пришел тот единственный момент, когда человек мог сказать Богу: да будет. И вот Дева Мария говорит Богу — да будет!

И по этому слову Бог становится Человеком. Потому что Бог всегда слушается человека, Он ищет его воли, ищет, чтобы его воля была послушна Ему. И вот, таким образом совершается величайшая из тайн — Боговоплощение. Дева Мария вынашивала ребенка, как и любая мать, в течение девяти месяцев, и родила Его в городе под названием Вифлеем, что в переводе означает «дом хлеба».

Вот ведь удивительно: на самом деле это тоже промыслительное название. Потому что это дом, где был испечен, как говорит Церковь, Хлеб, Который мы вкушаем в Причастии. Здесь я немножко должен отвлечься, немножко сказать о том, какое значение имеет Боговоплощение для людей. Дело в том, что между Богом и людьми было три преграды. Ну, об этом и здравый смысл говорит. Какие? Ну, давайте посмотрим.

Первая преграда — это преграда разницы природ. Вот можете ли вы с ограниченной человеческой природой, ограниченной, слабой, немощной, прорваться сквозь пространство и время. Можем ли мы это? Нет! Охватить бесконечность своим умом можем? Нет! То есть, к Богу мы прорваться никак не можем. Вот эта разница природ, которая не одинакова у Бога и у человека, она нам мешает.

Более того, когда в Ветхом Завете люди видели Бога, они были в страхе и трепете. Вот, знаете, евреи сейчас качаются во время молитвы, замечали, наверное. А почему? Они вспоминают о Синайском Богоявлении. Там сказано, что когда люди увидели Бога, они были в страхе и трепете, они закачались от ужаса, когда увидели Бога. Они увидели даже не Самого Бога, они видели только Его явление, Его славу.