Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

Апостол Павел говорит, что Иисус есть Божия премудрость и Божия сила (1Кор.1,24). Какой силой творил Бог мир? Христом, Словом Своим, то есть Тем Самым Словом, Которое было в начале, Которым сотворен был мир. И эта Сила осеняет Деву Марию и Сама, Своей Силой создает Себе тело. Но здесь вся судьба мира висела на волоске. Бог мог стать человеком, а мог и не стать. Это зависело от чего? От свободной воли Девы Марии.

И Она сказала: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк.1,38). И Слово стало плотью. Бог Сын вошел в Ее утробу таинственным, чудесным образом, создал собственную Личность. Сотворил Себе собственную человеческую природу. Он создал Себе тело из Ее кровей, создал Себе душу, и Он стал подлинным Человеком, оставаясь при этом подлинным Богом.

Процесс творения проходил, как в начале мира. Помните, мы рассказывали в прошлый раз? Бог сотворил мир каким образом? Он говорил: да будет свет, и стал свет. Да будет твердь — и стала твердь. Он говорил: да будет. И мир появлялся. И вот пришел тот единственный момент, когда человек мог сказать Богу: да будет. И вот Дева Мария говорит Богу — да будет!

И по этому слову Бог становится Человеком. Потому что Бог всегда слушается человека, Он ищет его воли, ищет, чтобы его воля была послушна Ему. И вот, таким образом совершается величайшая из тайн — Боговоплощение. Дева Мария вынашивала ребенка, как и любая мать, в течение девяти месяцев, и родила Его в городе под названием Вифлеем, что в переводе означает «дом хлеба».

Вот ведь удивительно: на самом деле это тоже промыслительное название. Потому что это дом, где был испечен, как говорит Церковь, Хлеб, Который мы вкушаем в Причастии. Здесь я немножко должен отвлечься, немножко сказать о том, какое значение имеет Боговоплощение для людей. Дело в том, что между Богом и людьми было три преграды. Ну, об этом и здравый смысл говорит. Какие? Ну, давайте посмотрим.

Первая преграда — это преграда разницы природ. Вот можете ли вы с ограниченной человеческой природой, ограниченной, слабой, немощной, прорваться сквозь пространство и время. Можем ли мы это? Нет! Охватить бесконечность своим умом можем? Нет! То есть, к Богу мы прорваться никак не можем. Вот эта разница природ, которая не одинакова у Бога и у человека, она нам мешает.

Более того, когда в Ветхом Завете люди видели Бога, они были в страхе и трепете. Вот, знаете, евреи сейчас качаются во время молитвы, замечали, наверное. А почему? Они вспоминают о Синайском Богоявлении. Там сказано, что когда люди увидели Бога, они были в страхе и трепете, они закачались от ужаса, когда увидели Бога. Они увидели даже не Самого Бога, они видели только Его явление, Его славу.

От этой славы гора Синай и еще множество гор вокруг начали гореть и таять, плавиться. Вот я был на Синае в ноябре месяце прошлого года — и там, действительно, такие потоки застывшей лавы видны. Вся гора была расплавлена и, более того, пропитана как бы ударами молний. К тому же она вся разрисована даже такими кустами неопалимой купины, как будто Самим Богом написанной.

То есть, человек увидев Бога, начинал трепетать. Часто мы думаем, что Бог такой близкий, вроде деда Мороза: попросишь, тебе сразу даст, такой добренький, Который у тебя ничего не просит. Вот такое представление у людей есть о Боге — этакого добренького старичка хочется им видеть. На самом деле нет ничего более далекого от истинного Бога, чем вот это представление.

Когда люди видели Бога, они были в страхе и трепете, они были в ужасе. Когда Моисей захотел увидеть лицо Бога, Бог сказал ему: «. лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33,20). Почему? От чрезвычайной яркости Его Божественного лица. То есть полыхающий огонь Божества может спалить человека, если он подойдет к Нему неподготовленным.

Потому что чрезмерно сияние, чрезмерна сила, могущество. Поэтому, кстати говоря, начало премудрости, это что? — Страх Божий. — Страх Господень, это очень важно. Страх Господень. Не панибратство с Богом, в котором нет никакой премудрости, а одна глупость, а именно страх Господень. И вот, эта стена совершенно непреодолима для человека.

Но между Богом и человеком вторая стена стояла. Какая? Греха. Разве может справедливый правосудный Создатель примириться с грехом, как вы думаете? Нет. Всякое зло должно быть наказано. Это любой, даже маловерующий человек, даже неверующий знает. Даже все эти завистливые крики коммунистов: а почему богатым хорошо, а бедным плохо — они восходят к неким извращениям, конечно же, извращениям, но извращениям праведной мысли, что зло должно быть наказано.

Извращение — потому что это просто зависть на самом деле. Но, тем не менее, в основе лежит праведная идея. Так вот, и как можно тут избежать наказания? Увы! Наказания избежать нельзя. Нужно, чтобы кто-то заплатил. Есть у нас возможность такая? Можно искупить. А вот может ли человек сам себя искупить? Ну, искупить — значит выкупить себя. Ну, представляете: вы сидите в рабстве, среди чеченских заложников, в Чечне. Как вы себя можете выкупить сами?

Что бы вы ни заработали, все это принадлежит тирану, который вас держит. И здесь нужно, чтобы вас кто-то выкупил. И поэтому необходимо было преодолеть вторую стену, чтобы людям можно было прийти к Богу. Нужно было, чтобы был принесен выкуп за людей. Чтобы невинные умерли за виновных. И только таким образом могли виновные получить освобождение. Об этом далее тоже скажем.