Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

От этой славы гора Синай и еще множество гор вокруг начали гореть и таять, плавиться. Вот я был на Синае в ноябре месяце прошлого года — и там, действительно, такие потоки застывшей лавы видны. Вся гора была расплавлена и, более того, пропитана как бы ударами молний. К тому же она вся разрисована даже такими кустами неопалимой купины, как будто Самим Богом написанной.

То есть, человек увидев Бога, начинал трепетать. Часто мы думаем, что Бог такой близкий, вроде деда Мороза: попросишь, тебе сразу даст, такой добренький, Который у тебя ничего не просит. Вот такое представление у людей есть о Боге — этакого добренького старичка хочется им видеть. На самом деле нет ничего более далекого от истинного Бога, чем вот это представление.

Когда люди видели Бога, они были в страхе и трепете, они были в ужасе. Когда Моисей захотел увидеть лицо Бога, Бог сказал ему: «. лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33,20). Почему? От чрезвычайной яркости Его Божественного лица. То есть полыхающий огонь Божества может спалить человека, если он подойдет к Нему неподготовленным.

Потому что чрезмерно сияние, чрезмерна сила, могущество. Поэтому, кстати говоря, начало премудрости, это что? — Страх Божий. — Страх Господень, это очень важно. Страх Господень. Не панибратство с Богом, в котором нет никакой премудрости, а одна глупость, а именно страх Господень. И вот, эта стена совершенно непреодолима для человека.

Но между Богом и человеком вторая стена стояла. Какая? Греха. Разве может справедливый правосудный Создатель примириться с грехом, как вы думаете? Нет. Всякое зло должно быть наказано. Это любой, даже маловерующий человек, даже неверующий знает. Даже все эти завистливые крики коммунистов: а почему богатым хорошо, а бедным плохо — они восходят к неким извращениям, конечно же, извращениям, но извращениям праведной мысли, что зло должно быть наказано.

Извращение — потому что это просто зависть на самом деле. Но, тем не менее, в основе лежит праведная идея. Так вот, и как можно тут избежать наказания? Увы! Наказания избежать нельзя. Нужно, чтобы кто-то заплатил. Есть у нас возможность такая? Можно искупить. А вот может ли человек сам себя искупить? Ну, искупить — значит выкупить себя. Ну, представляете: вы сидите в рабстве, среди чеченских заложников, в Чечне. Как вы себя можете выкупить сами?

Что бы вы ни заработали, все это принадлежит тирану, который вас держит. И здесь нужно, чтобы вас кто-то выкупил. И поэтому необходимо было преодолеть вторую стену, чтобы людям можно было прийти к Богу. Нужно было, чтобы был принесен выкуп за людей. Чтобы невинные умерли за виновных. И только таким образом могли виновные получить освобождение. Об этом далее тоже скажем.

Кстати говоря, всем понятно, что Бог умереть не может по природе Своей. Но и человек, если просто человек умрет, — ну и что, он сам под долгом находится. Тут мы подошли к тому, что и третья преграда стояла между Богом и людьми. Какая? Преграда смерти. Даже если человек встретится с Богом бессмертным, даже если он с Ним будет общаться, с Ним помирится, но если он смертный и его душа навсегда разделилась с телом, то в этом случае богообщение невозможно. Бог не умирает, Он же бессмертен. А человек смертен.

Как можно общаться смертному с Богом вечным? А ведь для этого Бог и творил человека. Поэтому должна быть уничтожена третья преграда — нужно, чтобы кто-то уничтожил смерть. Причем нужно, чтобы ее уничтожили справедливо, опять-таки, взорвав ее изнутри. И вот для этого приходит Христос. И в Своем воплощении Он что делает? Он уничтожает первую стену, которая была между Богом и людьми. Какую? Стену разницы природ.

Он не просто по виду человек, Он стал Человеком настоящим, подлинным Человеком, с душой, как у нас, с такой же душой, с умом, волей и чувствами, как у нас. Тело — такое же, как у нас, абсолютно; и боль Он чувствовал, и уставал, и голод чувствовал Он... Словом, настоящий, обычный Человек, за одним исключением: в Нем не было греха. Почему? Потому что Его тело было собственным Телом Бога, Его душа была собственной Душой Бога.

У Него было самосознание, Его Я, у Него была одна ипостась, одна Личность была. Личность Кого? Бога Слова, Вторая Личность Бога. Очень важно помнить, что в Боге три Личности, — мы это помним, — три Я. Так вот, Он был вечным «Я» вечного Бога Отца. Если вы будете читать внимательно Евангелие, вы можете удивительный момент там заметить, внимательно если читать, посмотрите, Он говорит: «истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8,58). То есть, Он стоит над временем. Но также Он говорит: «Отче! избавь Меня от часа сего! » (Ин.12,27) Как человек говорит, конечно же.

Поэтому мы видим, что Его Личность стала своей и для Божества, и для человечества. Удивительно, среди многих личностей — вот мы с вами все личности человеческие — появилась одна Личность Бога, Бога Сына, ставшего Человеком. И в этой Личности существует человеческая природа, не растворяясь, не сливаясь, не изменяясь и не разлучаясь теперь больше никогда с природой божественной, потому что Бог стал Человеком навсегда, и в Нем существует две природы: божественная и человеческая.

Причем каждая природа жила сообразно себе. Поэтому мы исповедуем во Христе две присущих Ему природы. Таким образом во Христе преодолена эта стена преграды между Богом и людьми. Теперь, соединяясь со Христом, мы можем через Его посредство соединиться с Богом. Почему? Он — как бы переходник, в полном смысле этого слова. В Нем соединились две природы, не исчезая.

Вот, смотрите, представьте себе: если бы во Христе природа человеческая была бы поглощена, могли бы мы с Богом соединиться? Нет, конечно же. Тогда Он, значит, не Человек. Значит, мы сгорим — и всё. То есть, соединяясь с Богом, мы сгорали бы, как мотыльки в огне. Вот как, например, индуисты думают? Они говорят, что если с Богом встречаешься, то ты растворяешься, твоей личности больше нет.