Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

Кстати говоря, всем понятно, что Бог умереть не может по природе Своей. Но и человек, если просто человек умрет, — ну и что, он сам под долгом находится. Тут мы подошли к тому, что и третья преграда стояла между Богом и людьми. Какая? Преграда смерти. Даже если человек встретится с Богом бессмертным, даже если он с Ним будет общаться, с Ним помирится, но если он смертный и его душа навсегда разделилась с телом, то в этом случае богообщение невозможно. Бог не умирает, Он же бессмертен. А человек смертен.

Как можно общаться смертному с Богом вечным? А ведь для этого Бог и творил человека. Поэтому должна быть уничтожена третья преграда — нужно, чтобы кто-то уничтожил смерть. Причем нужно, чтобы ее уничтожили справедливо, опять-таки, взорвав ее изнутри. И вот для этого приходит Христос. И в Своем воплощении Он что делает? Он уничтожает первую стену, которая была между Богом и людьми. Какую? Стену разницы природ.

Он не просто по виду человек, Он стал Человеком настоящим, подлинным Человеком, с душой, как у нас, с такой же душой, с умом, волей и чувствами, как у нас. Тело — такое же, как у нас, абсолютно; и боль Он чувствовал, и уставал, и голод чувствовал Он... Словом, настоящий, обычный Человек, за одним исключением: в Нем не было греха. Почему? Потому что Его тело было собственным Телом Бога, Его душа была собственной Душой Бога.

У Него было самосознание, Его Я, у Него была одна ипостась, одна Личность была. Личность Кого? Бога Слова, Вторая Личность Бога. Очень важно помнить, что в Боге три Личности, — мы это помним, — три Я. Так вот, Он был вечным «Я» вечного Бога Отца. Если вы будете читать внимательно Евангелие, вы можете удивительный момент там заметить, внимательно если читать, посмотрите, Он говорит: «истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8,58). То есть, Он стоит над временем. Но также Он говорит: «Отче! избавь Меня от часа сего! » (Ин.12,27) Как человек говорит, конечно же.

Поэтому мы видим, что Его Личность стала своей и для Божества, и для человечества. Удивительно, среди многих личностей — вот мы с вами все личности человеческие — появилась одна Личность Бога, Бога Сына, ставшего Человеком. И в этой Личности существует человеческая природа, не растворяясь, не сливаясь, не изменяясь и не разлучаясь теперь больше никогда с природой божественной, потому что Бог стал Человеком навсегда, и в Нем существует две природы: божественная и человеческая.

Причем каждая природа жила сообразно себе. Поэтому мы исповедуем во Христе две присущих Ему природы. Таким образом во Христе преодолена эта стена преграды между Богом и людьми. Теперь, соединяясь со Христом, мы можем через Его посредство соединиться с Богом. Почему? Он — как бы переходник, в полном смысле этого слова. В Нем соединились две природы, не исчезая.

Вот, смотрите, представьте себе: если бы во Христе природа человеческая была бы поглощена, могли бы мы с Богом соединиться? Нет, конечно же. Тогда Он, значит, не Человек. Значит, мы сгорим — и всё. То есть, соединяясь с Богом, мы сгорали бы, как мотыльки в огне. Вот как, например, индуисты думают? Они говорят, что если с Богом встречаешься, то ты растворяешься, твоей личности больше нет.

Поэтому-то главная задача индуиста — разрушить свою личность. Или там буддистов. Но буддисты, правда, с Богом не захотят быть. У них другое верование, не как у индуистов. А представьте себе, была такая ересь, очень популярная сейчас, кстати говоря, — учение о том, что люди с Богом порознь существуют. Такое мнение, что Христос был отдельно, в Нем было две личности: это был человек Иисус, в Котором жил Бог Слово.

Как в храме, ну, как в пророках, так же и во Христе жил Бог. Возможна ли тогда связь Бога с человеком? Да нет, это же просто будет встреча — и всё, связи не будет, объединения, единства без разрушения не получится. А просто встреча — ну, мало ли что, ну, встретились, ну, Моисей встретился с Богом, ну и что? Он умер и отошел. Хотя он был праведный, кротчайший из всех людей, живших тогда на земле. — А до Христа?

— Вот, до Христа, я и говорю, встречались и уходили, плакали, ждали Его, надеялись на Него. И только когда Он Сам прошел этим путем, они оттуда, из глубин ада смогли выйти. И, кстати говоря, смотрите, в чем главная опасность современных цивилизаций, особенно западных? Люди что хотят? Люди хотят быть людьми без Бога: я сам себе голова, я сам себе хозяин.

Люди говорят: я сам определяю, что для меня хорошо и что зло. Замечали такую тенденцию? Я сам себе властелин. А на чем это основано? Основано на неверном представлении о Христе. Все сводится ко Христу. Почему люди не могут ко Христу равнодушными оставаться? Если человек внимательно читает Евангелие, у него или ненависть страшная поднимается, или, наоборот, любовь возникает.

Вот, кстати, я не встречал нейтральных ко Христу людей. Если человек искренно только станет читать Евангелие, он не останется равнодушным к Нему. Вот тут как-то распадаются люди на две части, расходятся на обе стороны. Я видел людей, которые рвали потом Евангелие в ненависти и плевали в иконы, потому что они понимали, что они не смогут такой же образ жизни вести, как раньше, в таком же спокойствии жить, они не хотели меняться, но понимали, что они без Бога не могут, и ненавидели Его за это.

А некоторые, наоборот, любили Бога и с радостью принимали Благую весть. Потому что Христос — это действительно Камень, краеугольный Камень, на Котором многие спотыкаются и падают. Так вот, главная ошибка современной западной цивилизации и нашей многострадальной Российской страны в том, что люди захотели быть людьми без Бога, а человек настоящим человеком становится когда? Когда он соединяется с Богом.

Он для этого предназначен, в этом цель его. Когда человек начинает жить без Бога, это всегда плохо заканчивается. На самом деле все главные проблемы — в неправильном учении о Христе. Недаром все первое тысячелетие Церковь боролась за тайну Христа. Даже икона, с чем она связана? Почему мы никогда не согласимся с протестантами, утверждающими, что нельзя делать иконы? Почему?