Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

Поэтому-то главная задача индуиста — разрушить свою личность. Или там буддистов. Но буддисты, правда, с Богом не захотят быть. У них другое верование, не как у индуистов. А представьте себе, была такая ересь, очень популярная сейчас, кстати говоря, — учение о том, что люди с Богом порознь существуют. Такое мнение, что Христос был отдельно, в Нем было две личности: это был человек Иисус, в Котором жил Бог Слово.

Как в храме, ну, как в пророках, так же и во Христе жил Бог. Возможна ли тогда связь Бога с человеком? Да нет, это же просто будет встреча — и всё, связи не будет, объединения, единства без разрушения не получится. А просто встреча — ну, мало ли что, ну, встретились, ну, Моисей встретился с Богом, ну и что? Он умер и отошел. Хотя он был праведный, кротчайший из всех людей, живших тогда на земле. — А до Христа?

— Вот, до Христа, я и говорю, встречались и уходили, плакали, ждали Его, надеялись на Него. И только когда Он Сам прошел этим путем, они оттуда, из глубин ада смогли выйти. И, кстати говоря, смотрите, в чем главная опасность современных цивилизаций, особенно западных? Люди что хотят? Люди хотят быть людьми без Бога: я сам себе голова, я сам себе хозяин.

Люди говорят: я сам определяю, что для меня хорошо и что зло. Замечали такую тенденцию? Я сам себе властелин. А на чем это основано? Основано на неверном представлении о Христе. Все сводится ко Христу. Почему люди не могут ко Христу равнодушными оставаться? Если человек внимательно читает Евангелие, у него или ненависть страшная поднимается, или, наоборот, любовь возникает.

Вот, кстати, я не встречал нейтральных ко Христу людей. Если человек искренно только станет читать Евангелие, он не останется равнодушным к Нему. Вот тут как-то распадаются люди на две части, расходятся на обе стороны. Я видел людей, которые рвали потом Евангелие в ненависти и плевали в иконы, потому что они понимали, что они не смогут такой же образ жизни вести, как раньше, в таком же спокойствии жить, они не хотели меняться, но понимали, что они без Бога не могут, и ненавидели Его за это.

А некоторые, наоборот, любили Бога и с радостью принимали Благую весть. Потому что Христос — это действительно Камень, краеугольный Камень, на Котором многие спотыкаются и падают. Так вот, главная ошибка современной западной цивилизации и нашей многострадальной Российской страны в том, что люди захотели быть людьми без Бога, а человек настоящим человеком становится когда? Когда он соединяется с Богом.

Он для этого предназначен, в этом цель его. Когда человек начинает жить без Бога, это всегда плохо заканчивается. На самом деле все главные проблемы — в неправильном учении о Христе. Недаром все первое тысячелетие Церковь боролась за тайну Христа. Даже икона, с чем она связана? Почему мы никогда не согласимся с протестантами, утверждающими, что нельзя делать иконы? Почему?

Потому что, если нельзя делать иконы, значит, Христос не стал Человеком. Значит, Он не изобразим. А раз не изобразим, значит, Он не Человек, а раз Он не Человек — всё, дорога к Богу закрыта! Для нас икона имеет вот это важнейшее значение. В этом как раз и есть выход для нас, выход к бессмертию, выход к победе над проклятием, выход к победе над грехом.

И вот, Христос становится подлинным Человеком. Он рождается от Пречистой Девы Марии где? Он рождается в пещере, которая была чем? Хлевом. В хлеву, представляете! Царю Царей, Тому, Кто и по человечеству должен быть властелином даже Израиля, какое место достается? Хлев! Другого не находится. И вот кладут Его в ясли, в кормушку для животных. Мать Его рождает и кладет Его в ясли, то есть в кормушку для скота.

Эти ясли, кстати, в Риме до сих пор сохранились. Христовы ясли, представляете, такое корыто небольшого размера. Действительно, удивительная вещь. Церковь до сих пор потрясается, удивляется этому. Вот если вы внимательно послушаете церковные песнопения, а ведь в Церкви есть прекрасные гимны, которые поются на богослужении, они — образец изощреннейшей поэзии.

И Церковь в гимнах говорит, например, такие слова: что может быть более убогое, чем хлев. Согласитесь. Хлев пещерный. Что может быть более убого, чем ясли для скота? И там — Драгоценность, там Невместимый вмещается. Это потрясающая тайна! Вот Церковь никогда не пыталась затереть тайны Христа, она не говорила, что это нормально, это обычно.

Нет, Церковь только и говорила, всем говорила, всегда говорила только так: самое единственное, необычное, что есть на свете, это — Христос, это самая редчайшая новизна. Ну, как вы думаете, Новый Завет, Он устарелый? Вот сейчас люди говорят: ну как же, книга две тысячи лет назад написана, как она может не устареть? А ведь действительно так, не устарел Новый Завет!

На самом деле удивительно, что все то, что пытаются сделать более новым, чем Новый Завет, оказывается старым перепеванием языческих басен, которые давно мхом поросли. А Христос есть единственная Новизна. На самом деле вот и удивляет, что люди говорят: ой, новости посмотрим, вчера два политика подрались между собой, ой, новость какая! Разве это новость?

Потому что много тысячелетий политики дерутся между собой, вплоть до мечей, до топоров, ну и что из этого, да разве это новость? Единственная новость под солнцем — это что? Это — Боговоплощение, когда Бог с высоты сходит, становясь Человеком. В каком смысле сходит? Не перемещается, конечно, потому что Бог вездесущий, а являя Себя на земле так же, как Он являл Себя раньше Ангелам.