Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

Потому что в идолах жили и живут до сих пор злые духи, князья тьмы. После этого Христос возвращается в Назарет — это город на севере Галилеи — и живет там в течение тридцати лет. И лишь один эпизод мы знаем из Его жизни, вернее, два эпизода: на сороковой день после рождения Его приносят в храм, и Его там встречает один древний старец Симеон, который предсказывает, что Он лежит теперь на падение и на восстание всех тех, кто во Израиле, и на предмет пререканий; потом обращается к Деве Марии и говорит: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк.2,35).

То есть, заметьте, уже с самого начала Господь показывает, что Христос — это не предмет, на который все будут любоваться. Смотрите, Он сразу предупреждает, что вы, желая стать христианами, переходите в определенный лагерь, воюющий. Весь мир разделен на два лагеря, по большому счету. Не на Америку и Россию, не на что-то еще. Нет, есть только два лагеря: есть воинство Божие, Церковь Вселенская Православная, и есть те люди, которые служат князю мира сего, князю тьмы, дьяволу.

Учтите, что если вы попали в военный лагерь, вы что должны будете делать? Сражаться. Не просто сражаться должны, а победить. Силы вам для этого будут даны, возможности будут даны, одно только от вас нужно — сражаться. Награда — это вечное Царство со Христом. Я просто заранее это говорю, чтобы не было такой иллюзии, что христианин — это такой человек смиренный, такой терпимый, такой уступчивый. Нет!

Христианство — это война, с самого начала. Только орудие на этой войне — орудие не телесное, то есть они не топорами рубятся. Христианство сражается на более глубоком, на более трудном уровне. Оно сражается за души людей. Ведь что такое Любовь настоящая, христианская? Это на самом деле страшное чувство, оно действительно чрезвычайно страшное, и чем же? Своей красотой и своей силой.

Это не земная любовь, это — сверхъестественная любовь, которая ведет к Богу. И вот, потом Симеон обращается к Самому Младенцу и говорит: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко...» — Представляете, как это? Младенец лежит, сорок дней Младенцу, а он Ему говорит: Ты — Владыка жизни и смерти. Удивительно. Но он знает, что это и есть Владыка жизни и смерти, Который обещает ему Воскресение.

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2,29-32). Мы все, наверное, здесь из язычников, евреев здесь нет, наверно. «Слава людей Твоих Израиля» — здесь идет речь о том, что Он слава и для еврейского народа, Христос.

И второй эпизод, который описан в Его тридцатилетней жизни, — первый этап тридцатилетней жизни, когда в двенадцать лет Его привели в Храм Божий, и там Иисус явил Свою мудрость, так что Его ответам удивлялись все учителя, которые там были. И они удивлялись потому, что Он знал Священное Писание, не учившись. Вот так до тридцати лет Он прожил в этом городе, Он был плотником по профессии.

Он был в послушании у Своего мнимого отца прав. Иосифа Обручника, у Девы Марии. И Он «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк.2,52). И самое удивительное, что за эти тридцать лет, вообще за всю Свою жизнь, Он не сделал ни малейшего греха. И не нашлось лжи во устах Его, и свидетелями тому являются не друзья Его, которые могут что-то приврать, а враги, лютейшие враги, которые не смогли Его ни в чем обвинить.

А что может быть лучше свидетельства врага? В этом смысле, нет ничего лучше. Наконец, когда Ему настало тридцать лет, Бог послал Иоанна Крестителя, который еще называется Предтечей. Что значит Предтеча, как вы думаете? Бегущий впереди (течь — бежать). То есть он бежал впереди, для того чтобы приготовить путь для Него. Каким образом? Он говорил: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф.3,2)

Что значит «покайтесь», как вы понимаете? — Ну, я понимаю так: как бы раскаяться во всех своих содеянных грехах, осознать их, потом отступить от прошлого и начать новую жизнь. — Вот именно, правильно. Именно отступить не просто от грехов, а от всего прошлого, то есть пересмотреть всю свою жизнь, перевернуть жизнь. Вот, в Крещение входит такое покаяние.

После крещения вы должны жить по-новому. Вы входите в купель, именно чтобы жить новой жизнью. Готовы? Готовьтесь к этому, вот сейчас — это время подготовки к Крещению, оно для этого и дано, чтоб вы могли пересмотреть свою жизнь. Мы с вами читали Евангелие зачем? Чтобы пересмотреть Евангелием свою жизнь, продумать и переосмыслить, чтобы, выйдя из купели Крещения, бежать за Христом, к святости.

Причем, самое удивительное, что любому человеку, выходящему из купели, потом постригают волосы крестообразно, четыре локона постригают и говорят так: благослови настоящего младенца. То есть, если вы даже в зрелом возрасте крестились, будете младенчиком. Потому что жизнь человека начинается с момента крещения только, настоящая, богочеловеческая жизнь начинается.

И вот, к нему собиралось множество людей, и Иоанн их крестил в Иордане. По преданию, это происходило так: он заводил человека по шею в воду и требовал, чтоб тот вслух называл свои грехи и раскаялся в них. А он, будучи пророком, знал, когда человек правду говорит, когда нет. И тогда, когда человек заканчивал исповедывать все свои грехи, он погружал его в воду.

И человек выходил уже обновленным, раскаявшимся, подготовленным к приходу Христа. И вот, среди всех прочих людей приходит, наконец, Иисус на Иордан, креститься от Иоанна. Иоанн говорит: «. мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3,14) — Я нуждаюсь в Твоем крещении, и Ты идешь ко мне? Он видит, что сияет над Ним Божество, он видит огонь, который в Нем почивает, тайный.