Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

Он был в послушании у Своего мнимого отца прав. Иосифа Обручника, у Девы Марии. И Он «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк.2,52). И самое удивительное, что за эти тридцать лет, вообще за всю Свою жизнь, Он не сделал ни малейшего греха. И не нашлось лжи во устах Его, и свидетелями тому являются не друзья Его, которые могут что-то приврать, а враги, лютейшие враги, которые не смогли Его ни в чем обвинить.

А что может быть лучше свидетельства врага? В этом смысле, нет ничего лучше. Наконец, когда Ему настало тридцать лет, Бог послал Иоанна Крестителя, который еще называется Предтечей. Что значит Предтеча, как вы думаете? Бегущий впереди (течь — бежать). То есть он бежал впереди, для того чтобы приготовить путь для Него. Каким образом? Он говорил: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф.3,2)

Что значит «покайтесь», как вы понимаете? — Ну, я понимаю так: как бы раскаяться во всех своих содеянных грехах, осознать их, потом отступить от прошлого и начать новую жизнь. — Вот именно, правильно. Именно отступить не просто от грехов, а от всего прошлого, то есть пересмотреть всю свою жизнь, перевернуть жизнь. Вот, в Крещение входит такое покаяние.

После крещения вы должны жить по-новому. Вы входите в купель, именно чтобы жить новой жизнью. Готовы? Готовьтесь к этому, вот сейчас — это время подготовки к Крещению, оно для этого и дано, чтоб вы могли пересмотреть свою жизнь. Мы с вами читали Евангелие зачем? Чтобы пересмотреть Евангелием свою жизнь, продумать и переосмыслить, чтобы, выйдя из купели Крещения, бежать за Христом, к святости.

Причем, самое удивительное, что любому человеку, выходящему из купели, потом постригают волосы крестообразно, четыре локона постригают и говорят так: благослови настоящего младенца. То есть, если вы даже в зрелом возрасте крестились, будете младенчиком. Потому что жизнь человека начинается с момента крещения только, настоящая, богочеловеческая жизнь начинается.

И вот, к нему собиралось множество людей, и Иоанн их крестил в Иордане. По преданию, это происходило так: он заводил человека по шею в воду и требовал, чтоб тот вслух называл свои грехи и раскаялся в них. А он, будучи пророком, знал, когда человек правду говорит, когда нет. И тогда, когда человек заканчивал исповедывать все свои грехи, он погружал его в воду.

И человек выходил уже обновленным, раскаявшимся, подготовленным к приходу Христа. И вот, среди всех прочих людей приходит, наконец, Иисус на Иордан, креститься от Иоанна. Иоанн говорит: «. мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3,14) — Я нуждаюсь в Твоем крещении, и Ты идешь ко мне? Он видит, что сияет над Ним Божество, он видит огонь, который в Нем почивает, тайный.

Иисус говорит: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3,15). Иисус исполнил весь закон, Он исполнил все правила Ветхого Завета и довел их до полноты. Что значит — «исполнил»? Не просто закончил, не просто выполнил, а довел до полноты. Ведь для нас Ветхий Завет не закончился, мы читаем Ветхий Завет как нашу Книгу, но она превзойдена для нас Евангелием.

И Иисус спустился в воду и тотчас же вышел из воды. Почему? Как вы думаете? Когда Он выходил из воды, представляете себе, вода какая была, Иорданская вода — что за вода была? Вода была темная, в духовном смысле. Представляете, сколько там зла было, ненависти, убийств, вражды, идолопоклонства и колдовства, блуда — всякой нечистоты? И Иисус выходит из воды, эту воду Он очищает, пронизывает Своим сиянием.

И готовит воду для того, чтобы мы могли все получить Святое Крещение. И Он вышел из воды, и тотчас раскрылись Небеса. А они закрылись в какой момент, как вы думаете? Когда были закрыты Небеса для людей? — Когда Адам с Евой согрешили. — Да. А почему они закрылись, что значит «закрылись»? Кто-то, значит, встал по дороге на Небеса. Кто встал? Дьявол со всеми ангелами своими. — Бесы. — Да. И кто там встал на дороге, знаете? Враг, князь тьмы.

Действительно, воздушную область захватили злые духи, и дороги туда не было никакой вообще. Людей бесы брали и в ад отправляли всех. И первый раз случилось, когда раскрылись Небеса, когда Иисус вышел из воды, пролагая дорогу к Небесам. И теперь появился, наконец-то, с момента Крещения, а потом Распятия и Воскресения Господа путь на Небеса, новый и тайный.

Новый — потому что его раньше не было, а тайный — потому что многие его в упор не замечают. Люди ходят вокруг храма и не хотят войти, боятся. Боятся изменений, боятся сердце менять. И Иоанн увидел, что Дух Божий как голубь сходит на Иисуса. Почему как голубь? Голубь — знак чистоты, кротости, но еще что? Дело в том, что когда Всемирный Потоп закончился, Бог дал знак об этом.

Прилетела голубка, помните, с масличной веткой во рту, знаменитый символ «голубка мира» оттуда же, он, как вы теперь знаете, к ветхозаветной истории восходит. Так вот и Бог схождением Духа Божия как голубя показал, что наступило время примирения Бога и людей, наступил конец Великого Потопа греха и смерти. И Бог Отец возгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3,17).

И таким образом на Иордане первый раз явно, не в тенях, не в образах, не в таинственных пророческих предсказаниях, а явно совершенно явилась Вся Святая Троица. Вот этот день называется Богоявление. И, кстати говоря, что значит «Сын возлюбленный»? Это значит — Сын, Сын Его Любви, то есть Сын, не воюющий с Отцом, как бывает, к сожалению, у нас сейчас, не мятежник какой-то, а Сын Любви Отца.