Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

Иисус говорит: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3,15). Иисус исполнил весь закон, Он исполнил все правила Ветхого Завета и довел их до полноты. Что значит — «исполнил»? Не просто закончил, не просто выполнил, а довел до полноты. Ведь для нас Ветхий Завет не закончился, мы читаем Ветхий Завет как нашу Книгу, но она превзойдена для нас Евангелием.

И Иисус спустился в воду и тотчас же вышел из воды. Почему? Как вы думаете? Когда Он выходил из воды, представляете себе, вода какая была, Иорданская вода — что за вода была? Вода была темная, в духовном смысле. Представляете, сколько там зла было, ненависти, убийств, вражды, идолопоклонства и колдовства, блуда — всякой нечистоты? И Иисус выходит из воды, эту воду Он очищает, пронизывает Своим сиянием.

И готовит воду для того, чтобы мы могли все получить Святое Крещение. И Он вышел из воды, и тотчас раскрылись Небеса. А они закрылись в какой момент, как вы думаете? Когда были закрыты Небеса для людей? — Когда Адам с Евой согрешили. — Да. А почему они закрылись, что значит «закрылись»? Кто-то, значит, встал по дороге на Небеса. Кто встал? Дьявол со всеми ангелами своими. — Бесы. — Да. И кто там встал на дороге, знаете? Враг, князь тьмы.

Действительно, воздушную область захватили злые духи, и дороги туда не было никакой вообще. Людей бесы брали и в ад отправляли всех. И первый раз случилось, когда раскрылись Небеса, когда Иисус вышел из воды, пролагая дорогу к Небесам. И теперь появился, наконец-то, с момента Крещения, а потом Распятия и Воскресения Господа путь на Небеса, новый и тайный.

Новый — потому что его раньше не было, а тайный — потому что многие его в упор не замечают. Люди ходят вокруг храма и не хотят войти, боятся. Боятся изменений, боятся сердце менять. И Иоанн увидел, что Дух Божий как голубь сходит на Иисуса. Почему как голубь? Голубь — знак чистоты, кротости, но еще что? Дело в том, что когда Всемирный Потоп закончился, Бог дал знак об этом.

Прилетела голубка, помните, с масличной веткой во рту, знаменитый символ «голубка мира» оттуда же, он, как вы теперь знаете, к ветхозаветной истории восходит. Так вот и Бог схождением Духа Божия как голубя показал, что наступило время примирения Бога и людей, наступил конец Великого Потопа греха и смерти. И Бог Отец возгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3,17).

И таким образом на Иордане первый раз явно, не в тенях, не в образах, не в таинственных пророческих предсказаниях, а явно совершенно явилась Вся Святая Троица. Вот этот день называется Богоявление. И, кстати говоря, что значит «Сын возлюбленный»? Это значит — Сын, Сын Его Любви, то есть Сын, не воюющий с Отцом, как бывает, к сожалению, у нас сейчас, не мятежник какой-то, а Сын Любви Отца.

И более того, Сын, в Котором только и можно истинную любовь найти. Многие, знаете ли, любовь ищут везде. Любви всем, наверно, хочется, настоящей. Но ищут ее почему-то в других местах. А настоящая любовь где возможна? Только в Сыне возлюбленном. И более того, многие люди ищут, чтобы как-то стать хорошими. На самом деле желание быть хорошим свойственно человеку. Но многие люди не находят этого. Почему? Потому что они не ищут этого в Сыне.

Благоволение Отца можно найти только в Сыне, как Сам Отец сказал. И вот, после этого немедленно Иисус идет, ведомый силой Святого Духа, в пустыню. А в пустыни кто обитает? Дьявол. Он идет, чтобы встретиться непосредственно с дьяволом. Он сорок дней постится. Поэтому мы Великий пост исполняем с вами, подражая Христу Спасителю. Сорок дней, то есть четыредесятница, примерно десятая часть года.

Но все-таки учтите, что Христов пост — это не наш пост легкий, необременительный. У нас сейчас стонут: ой, как тяжело поститься-то, как же я буду поститься-то без мяса и без молока! Христос постился абсолютным постом, то есть не ел ничего и не пил в течение сорока дней. И, естественно, Он взалкал, стал страшно голодным, как проголодался бы обыкновенный человек, а Он и был настоящий Человек. К Нему приходит дьявол. Он приходит к Нему снаружи. Почему?

Ну, изнутри он на Него не может действовать, в Нем нет места, на которое дьявол может действовать. Почему? В Христе не было фантазии. Обычно на нас дьявол через фантазию действует. А в Христе этой области фантазии не было, потому что в Нем была неизвращенная природа, та природа, которая вышла из рук Отца, именно та самая. Хотя и с последствиями греха, которые Он добровольно на Себя взял.

И вот, дьявол поэтому приходит к Нему снаружи и предлагает Ему первое искушение. Он говорит: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы эти камни сделались хлебами. Но Иисус отвечает: «не хлебом одним будет жить человек. », — а чем? «. но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4,4). Почему я сейчас это говорю? Потому что многие люди первую половину помнят, а вторую половину не помнят.

Я уж всегда смеюсь, когда говорят, часто по телевизору говорят: не хлебом единым будет жить человек, а речь идет о театре — театром будет жить человек. Правда, практика показывает, что театр у нас иногда оказывается местом массовой гибели. Ну, это естественно. Когда люди людей играют, они всегда же их и себя к гибели подводят, к сожалению, духовными способами, скрыто убивают в театре. Итак, первое предложение было какое?

Помните, может быть, когда Еву искушал дьявол, она увидела, что плод дерева хорош для пищи? Первое искушение было наслаждением, попытка сделать наслаждение независимым от Бога. Так становятся алкоголиками, наркоманами, пьяницами, блудниками, то есть хотят люди наслаждения помимо Бога. И дьявол предлагал Христу то же, что он предложил Еве. Он говорит: сделай чудо, получи удовольствие помимо Бога. Сделай так: стань хлебным королем. И все искатели хлеба за Тобой побегут.