Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

И более того, Сын, в Котором только и можно истинную любовь найти. Многие, знаете ли, любовь ищут везде. Любви всем, наверно, хочется, настоящей. Но ищут ее почему-то в других местах. А настоящая любовь где возможна? Только в Сыне возлюбленном. И более того, многие люди ищут, чтобы как-то стать хорошими. На самом деле желание быть хорошим свойственно человеку. Но многие люди не находят этого. Почему? Потому что они не ищут этого в Сыне.

Благоволение Отца можно найти только в Сыне, как Сам Отец сказал. И вот, после этого немедленно Иисус идет, ведомый силой Святого Духа, в пустыню. А в пустыни кто обитает? Дьявол. Он идет, чтобы встретиться непосредственно с дьяволом. Он сорок дней постится. Поэтому мы Великий пост исполняем с вами, подражая Христу Спасителю. Сорок дней, то есть четыредесятница, примерно десятая часть года.

Но все-таки учтите, что Христов пост — это не наш пост легкий, необременительный. У нас сейчас стонут: ой, как тяжело поститься-то, как же я буду поститься-то без мяса и без молока! Христос постился абсолютным постом, то есть не ел ничего и не пил в течение сорока дней. И, естественно, Он взалкал, стал страшно голодным, как проголодался бы обыкновенный человек, а Он и был настоящий Человек. К Нему приходит дьявол. Он приходит к Нему снаружи. Почему?

Ну, изнутри он на Него не может действовать, в Нем нет места, на которое дьявол может действовать. Почему? В Христе не было фантазии. Обычно на нас дьявол через фантазию действует. А в Христе этой области фантазии не было, потому что в Нем была неизвращенная природа, та природа, которая вышла из рук Отца, именно та самая. Хотя и с последствиями греха, которые Он добровольно на Себя взял.

И вот, дьявол поэтому приходит к Нему снаружи и предлагает Ему первое искушение. Он говорит: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы эти камни сделались хлебами. Но Иисус отвечает: «не хлебом одним будет жить человек. », — а чем? «. но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4,4). Почему я сейчас это говорю? Потому что многие люди первую половину помнят, а вторую половину не помнят.

Я уж всегда смеюсь, когда говорят, часто по телевизору говорят: не хлебом единым будет жить человек, а речь идет о театре — театром будет жить человек. Правда, практика показывает, что театр у нас иногда оказывается местом массовой гибели. Ну, это естественно. Когда люди людей играют, они всегда же их и себя к гибели подводят, к сожалению, духовными способами, скрыто убивают в театре. Итак, первое предложение было какое?

Помните, может быть, когда Еву искушал дьявол, она увидела, что плод дерева хорош для пищи? Первое искушение было наслаждением, попытка сделать наслаждение независимым от Бога. Так становятся алкоголиками, наркоманами, пьяницами, блудниками, то есть хотят люди наслаждения помимо Бога. И дьявол предлагал Христу то же, что он предложил Еве. Он говорит: сделай чудо, получи удовольствие помимо Бога. Сделай так: стань хлебным королем. И все искатели хлеба за Тобой побегут.

Но Иисус говорит: нет, человек должен слушаться только Бога, он должен искать слова Божия, он должен искать откровения Божия во всех случаях. И даже когда идет выбор между хлебом и словом Божиим, что нужно искать? Слово Божие! Слово Божие пребывает вовек, и оно сильно накормить человека. А хлеб человек может переварить в желудке очень быстро. Тогда дьявол вторично искушает Христа, он берет Его, ставит Его на крыле храма в Иерусалиме.

А там крыло храма — шестьдесят метров пропасть под ним. Он стоял на холме таком. И дьявол говорит: «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф.4,6). Смотрите: дьявол — первый сектант. Знаете, часто «свидетели Иеговы» подходят на улицах и говорят: давайте Библию поизучаем и научимся, что Христос — Сын Бога.

Дьявол — первый из этих «свидетелей Иеговы». Он всегда извращает слово Божие. И тогда Иисус говорит: «написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4,7). То есть, что предлагает дьявол? Он говорит: сделай чудо ради чуда, чтобы прославить Себя, прояви Свою волю, похоть очей прояви, чтобы сделать зрелище, и люди за зрелищем побегут на край света.

Помните, римляне кричали: хлеба и зрелищ. Дьявол говорит: ну, зрелища дай! Какое зрелище, смотрите: человек прыгает с высоты шестьдесят метров и не разбивается! Представляете, зрелище какое! Все побегут: о, пророк! Но Иисус говорит: нельзя искушать Господа Бога. Нельзя чудо использовать для зрелищ. Бог серьезней, в Боге нет места зрелищам, Бог — истина, Он не окормит фантазией. Он видит истину и делает истину.

Потому и подлинное творчество художника, писателя — это сотворчество с Богом, а не фантазии, не выдумки. Далее дьявол предлагает Ему третье искушение. Помните, как Ева попалась на крючок? Еве был предложен плод, который был приятен для глаз. Отделенная от Бога красота, независимая. Вот, «Мастер и Маргарита» — какая красота! «Мастер и Маргарита» — как же не буду читать такую красоту? Хотя там прямо хулится Бог.

Господь отвергает ложную красоту и чудеса, зрелища помимо Бога Он отвергает. Итак, дьявол берет Господа и ставит Его на вершину высокой горы и показывает Ему все царства мира во мгновение времени, и говорит: «всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф.4,9). Поклонись, я Тебе дам власть. Это — третье искушение дьявола, гордость житейская, которую он предложил Еве. Он же ее предлагает Иисусу.

А дьявол ничего нового не выдумывает, он не творческий дух, он что выдумал вначале, то сам до сих пор нам и предлагает. И посмотрите: все то, что нам предлагает дьявол, в конце концов, к этому сводится. Все искушения наши именно к этому и сводятся: наслаждения, удовольствия, денежек побольше, зрелища, силы, сверхъестественной силы, и власть. Все искушения мира к этому сводятся.