Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

Но Иисус говорит: нет, человек должен слушаться только Бога, он должен искать слова Божия, он должен искать откровения Божия во всех случаях. И даже когда идет выбор между хлебом и словом Божиим, что нужно искать? Слово Божие! Слово Божие пребывает вовек, и оно сильно накормить человека. А хлеб человек может переварить в желудке очень быстро. Тогда дьявол вторично искушает Христа, он берет Его, ставит Его на крыле храма в Иерусалиме.

А там крыло храма — шестьдесят метров пропасть под ним. Он стоял на холме таком. И дьявол говорит: «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф.4,6). Смотрите: дьявол — первый сектант. Знаете, часто «свидетели Иеговы» подходят на улицах и говорят: давайте Библию поизучаем и научимся, что Христос — Сын Бога.

Дьявол — первый из этих «свидетелей Иеговы». Он всегда извращает слово Божие. И тогда Иисус говорит: «написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4,7). То есть, что предлагает дьявол? Он говорит: сделай чудо ради чуда, чтобы прославить Себя, прояви Свою волю, похоть очей прояви, чтобы сделать зрелище, и люди за зрелищем побегут на край света.

Помните, римляне кричали: хлеба и зрелищ. Дьявол говорит: ну, зрелища дай! Какое зрелище, смотрите: человек прыгает с высоты шестьдесят метров и не разбивается! Представляете, зрелище какое! Все побегут: о, пророк! Но Иисус говорит: нельзя искушать Господа Бога. Нельзя чудо использовать для зрелищ. Бог серьезней, в Боге нет места зрелищам, Бог — истина, Он не окормит фантазией. Он видит истину и делает истину.

Потому и подлинное творчество художника, писателя — это сотворчество с Богом, а не фантазии, не выдумки. Далее дьявол предлагает Ему третье искушение. Помните, как Ева попалась на крючок? Еве был предложен плод, который был приятен для глаз. Отделенная от Бога красота, независимая. Вот, «Мастер и Маргарита» — какая красота! «Мастер и Маргарита» — как же не буду читать такую красоту? Хотя там прямо хулится Бог.

Господь отвергает ложную красоту и чудеса, зрелища помимо Бога Он отвергает. Итак, дьявол берет Господа и ставит Его на вершину высокой горы и показывает Ему все царства мира во мгновение времени, и говорит: «всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф.4,9). Поклонись, я Тебе дам власть. Это — третье искушение дьявола, гордость житейская, которую он предложил Еве. Он же ее предлагает Иисусу.

А дьявол ничего нового не выдумывает, он не творческий дух, он что выдумал вначале, то сам до сих пор нам и предлагает. И посмотрите: все то, что нам предлагает дьявол, в конце концов, к этому сводится. Все искушения наши именно к этому и сводятся: наслаждения, удовольствия, денежек побольше, зрелища, силы, сверхъестественной силы, и власть. Все искушения мира к этому сводятся.

И Господь говорит Свое слово, у Господа Бога сказано в Писании: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф.4,10). Смотрите, Бог говорит: нельзя служить Родине, нельзя служить человеку, нельзя служить семье. Можно работать для Родины, можно работать для семьи, служить нужно только Кому? Только Богу. Он говорит: власть не нужна, если она без Бога.

Но надо помнить, что сатана солгал: царствие мира сего не дьяволу принадлежит. Он лгал Христу в лицо. Царства мира принадлежат Богу — кого хочет, того свергает из царей, кого хочет, того ставит. А дьявол, знаете, — он, ну, помните, даже в «Мастере и Маргарите», наверняка многие читали, — он бал организует, но не больше. Он может бал сделать, карнавал, он может маски надевать, но он не может реальностью управлять. Он управляет только страстями людей.

Да, власть его есть, но власть лжи, подлинной власти у него нет. «Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф.4,11). И после этого Иисус вышел и стал проповедовать ученикам, проповедовать народу приход Царствия Божия. Он дал новый закон, Закон свободы. Он называется Христом, почему? Слово Христос означает — «помазанник».

Помазанниками назывались цари, пророки и священники. Так и говорите всем: Христос является и Царем, и Пророком, и Священником. Как Царь Он сразился с дьяволом; и, наконец, самое последнее Его великое дело было как Царя — освобождение пленников в аду. Как Священник Он принес Сам Себя в жертву, главное дело священника — это жертвоприношение. Вот, часто люди говорят, что у нас священник плохой, он не умеет проповеди говорить, но надо знать — это не главное дело священника.

Главное дело священника — служить и приносить жертвы Богу. Но если человек умеет молиться, он прекрасный священник, хотя бы он плохо говорил. Такой бывает молитвенник, что он может сказать несколько слов, грубых, непонятных, неприятных — да, ну не умеет говорить человек, — а они дойдут до сердца, потому что человек как бы и не от себя говорил. И, наконец, как Пророк. Почему?

Потому что Он заключил последний союз с Богом. Слово «завет» значит «союз». Но какой союз? Вступающий в силу с момента смерти, завещание. Вот и условия этого союза, надеюсь, вы все будете читать. В следующий раз вы будете читать Евангелие от Матфея, вам не задавали в прошлый раз ничего? Евангелие от Матфея к следующему разу читайте. У вас есть Новый Завет?

Купите себе обязательно Новый Завет и читайте. Вот, и Он проповедовал, Он довел закон Божий до совершенства, до полноты. И Он обличал книжников, фарисеев в их беззакониях, Он исцелял больных, Он воскрешал мертвых, Он изгонял злых духов. — Бесов? — Да, бесов. Он показал Себя как Победителя смерти еще до Своего Воскресения. Он показал Себя действительно как настоящего Царя, не жалеющего жизни в борьбе против смерти за своих поданных.