Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

Потом еще раз подошел, они опять заснули. Тогда Он в третий раз сказал: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф.26,42). «.и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк.22,44), — даже не просто капли, а сгустки, потому что лопались сосуды на лбу, и кровь разлилась от лица от напряжения такого, потому что воля человеческая не хочет умирать.

Но в Нем она покорила себя воле Божественной. И вот, явился Ангел с Неба, укрепляя Его человеческую природу, иначе Он бы изнемог совсем. И когда Он помолился, Он подошел к ученикам и сказал: «вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня» (Мф.26,45-46). И тут же подходит Иуда и целует Его. И Иисус говорит ему: «Иуда!

целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк.22,48) Но и тут Он показал, что стражники не могли бы Его взять без Его воли. Он вышел к стражникам, которые хотели Его арестовать, и сказал: «кого ищете?» (Ин.18.4) Они сказали: Иисуса Назарянина. А Он отвечает: Аз есмь. Что значит: Аз есмь? Я есть, Бог. Берите. И они упали навзничь. Потом Он еще раз говорит им: кого вы ищете? Они говорят: Иисуса Назарянина. Он говорит: Я же сказал, что Я есмь. Берите. Они взяли и связали Его. И тогда только Его арестовали.

Петр пытался сопротивляться, отрубил ухо Малху, рабу. Но Иисус исцелил тут же этого человека, который пришел Его арестовывать, и сказал: «все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф.26,52-53). Ну, легион — это от шести до восьми тысяч.

Неужели Он не мог семьдесят две тысячи Ангелов Себе призвать на защиту? Но как же тогда сбудется воля Отца? И тогда все ученики, оставивши Его, убежали. А Его привели на допрос к священникам. На допросе Его допрашивали, обвинили в том, что Он Себя называет Сыном Божиим. Сначала просто пытались на Него лжесвидетеля найти, но не получилось, у них накладочка вышла. Им не нашлось, в чем обвинить Иисуса. Лжесвидетели разошлись в показаниях.

Поэтому тот, кто будет читать внимательно Евангелие, наверно, заметит, что показания лжесвидетелей разные, кто-то видел, наверное: в одном Евангелии так, а в другом — по-другому. Тогда что решил сделать первосвященник? Он встал и сказал, заклял именем Бога, сказал: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» (Мф.26,63) Иисус отвечал ему: Я есмь.

Он назвался именем Бога, так Он Себя назвал. Более того, «даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф.26,64). И тогда первосвященник разорвал на себе одежды и сказал: «Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! » (Мф.26,65) Тогда весь синедрион сказал, перед всем судилищем сказал: «повинен смерти».

И тогда они начали смеяться над Ним, издеваться над Ним, плевать Ему в лицо, закрывать Его лицо плащом, бить Его и говорить: «прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» (Мф.26,68) Представьте себе: Бога, в руках Которого они находились, они избивали!

И вот, а в это время отпадение продолжалось: не только Иуда оказался предателем, но и Петр, ближайший из учеников, который хорохорился, что он единственный, кто не отречется от Него, он трижды отрекся. Испугался служанки сначала, сказал: я не знаю этого Человека, и потом еще стал клясться и божиться, что он не знает. И так он трижды отрекся от Христа, и тут дважды пропел петух.

Иисус повернулся, посмотрел на него, и Петр вспомнил те слова, которые ему Господь сказал, и вышел вон, и плакал горько. Есть древнейшие воспоминания об апостоле Петре, что он до самой своей смерти при пении петуха вставал и плакал. Даже есть такие иконы, где у Петра на лице такие красные потеки из глаз. Почему? Потому что он, раскаявшись, оплакивал свое предательство.

Но Иисус его простил после Воскресения, потому что Петр пришел к покаянию. Если б Иуда пришел к покаянию, Он бы и его простил. И вот, ночь страданий продолжалась, было второе заседание синедриона, где был подтвержден приговор, и Иисуса отвели к Пилату. Пилат долго не хотел осуждать Иисуса, но поддался шантажистам. На него надавили, он пытался свалить дело Иисуса на другого царя, на царя Ирода, но Ирод тоже признал Иисуса невиновным, посмеялся над Ним, и Пилат решил избежать вынесения смертного приговора вот каким образом.

Он решил бичевать Христа, таким образом наказать Его, наказать бичеванием. Христа привязали к столбу. Этот столб, такой мраморный столб небольшой величины, — я своими глазами видел, — до сих пор находится в Иерусалиме. И Его бичевали. Ну, знаете, что такое бичевание, да? Это плеточка-треххвосточка, в которую вшиты крючки. Вот такой плетью Его стали избивать.

Потом Его одели в царскую одежду, багряницу, потом одели Его голову, короновали его, и чем? Терновым венцом. Дали в руку палку, кланялись перед Ним и плевали Ему в лицо и били палкой по голове. Если вы будете когда-нибудь в Сретенском монастыре у нас в Москве, — знаете, наверно, есть Сретенский монастырь на Лубянке, — там есть точная копия Туринской плащаницы.

Совершенно потрясающее изображение, внимательно смотрите: там отчетливо видны страдания Христа, двести девяносто шесть ран на Христе насчитали патологоанатомы, которые изучали изображение на Туринской плащанице. И вот, Христа вывели, Пилат выводит на всенародное обозрение Его, одетого в терновый венец и багряницу и говорит: «се, Человек!» (Ин.19,5) А иудеи кричали: «распни, распни Его! » (Ин.19,6)