Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

И тогда они начали смеяться над Ним, издеваться над Ним, плевать Ему в лицо, закрывать Его лицо плащом, бить Его и говорить: «прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» (Мф.26,68) Представьте себе: Бога, в руках Которого они находились, они избивали!

И вот, а в это время отпадение продолжалось: не только Иуда оказался предателем, но и Петр, ближайший из учеников, который хорохорился, что он единственный, кто не отречется от Него, он трижды отрекся. Испугался служанки сначала, сказал: я не знаю этого Человека, и потом еще стал клясться и божиться, что он не знает. И так он трижды отрекся от Христа, и тут дважды пропел петух.

Иисус повернулся, посмотрел на него, и Петр вспомнил те слова, которые ему Господь сказал, и вышел вон, и плакал горько. Есть древнейшие воспоминания об апостоле Петре, что он до самой своей смерти при пении петуха вставал и плакал. Даже есть такие иконы, где у Петра на лице такие красные потеки из глаз. Почему? Потому что он, раскаявшись, оплакивал свое предательство.

Но Иисус его простил после Воскресения, потому что Петр пришел к покаянию. Если б Иуда пришел к покаянию, Он бы и его простил. И вот, ночь страданий продолжалась, было второе заседание синедриона, где был подтвержден приговор, и Иисуса отвели к Пилату. Пилат долго не хотел осуждать Иисуса, но поддался шантажистам. На него надавили, он пытался свалить дело Иисуса на другого царя, на царя Ирода, но Ирод тоже признал Иисуса невиновным, посмеялся над Ним, и Пилат решил избежать вынесения смертного приговора вот каким образом.

Он решил бичевать Христа, таким образом наказать Его, наказать бичеванием. Христа привязали к столбу. Этот столб, такой мраморный столб небольшой величины, — я своими глазами видел, — до сих пор находится в Иерусалиме. И Его бичевали. Ну, знаете, что такое бичевание, да? Это плеточка-треххвосточка, в которую вшиты крючки. Вот такой плетью Его стали избивать.

Потом Его одели в царскую одежду, багряницу, потом одели Его голову, короновали его, и чем? Терновым венцом. Дали в руку палку, кланялись перед Ним и плевали Ему в лицо и били палкой по голове. Если вы будете когда-нибудь в Сретенском монастыре у нас в Москве, — знаете, наверно, есть Сретенский монастырь на Лубянке, — там есть точная копия Туринской плащаницы.

Совершенно потрясающее изображение, внимательно смотрите: там отчетливо видны страдания Христа, двести девяносто шесть ран на Христе насчитали патологоанатомы, которые изучали изображение на Туринской плащанице. И вот, Христа вывели, Пилат выводит на всенародное обозрение Его, одетого в терновый венец и багряницу и говорит: «се, Человек!» (Ин.19,5) А иудеи кричали: «распни, распни Его! » (Ин.19,6)

Он сказал: «возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины». Они кричали: «если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин.19,12). Он говорил: «Царя ли вашего распну?» (Ин.19,15) Иудеи кричали: «нет у нас царя, кроме кесаря». Пилат пытался отпустить Иисуса, наказав Его, отпустить ради праздника, но народ просил отпустить Варраву, разбойника, они выбрали убийцу.

Народ иудейский предпочел убийцу Христу. И Христа предали на распятие. И вот, Его повели по улицам города. Действительно, стоит пройти по Крестному пути святого града Иерусалима. Если там будете, то пройдите по нему обязательно. Там есть Судные ворота. Любой человек мог, когда вели преступника сквозь эти ворота по Скорбному пути, выйти и сказать: остановите процессию, я знаю, что можно сказать в защиту этого человека.

Но ни одного такого человека во всем Иерусалиме не нашлось. И вот, провели Его, но Он упал под тяжестью Креста, не смог донести его. Тогда принудили другого человека, Симона Киринейского, чтобы он нес Крест Его. А Иисус шел впереди, и над Ним смеялись все. Только, единственно, женщины некоторые плакали. Он сказал: «дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк.23,28).

И вот, когда Его привели на распятие, Его пригвоздили ко кресту, пробили Его руки и ноги квадратными гвоздями и повесили Его на высоком холме, а рядом с Ним повесили двух разбойников. Зачем? Чтобы показать, что Он такой же разбойник. И над Ним сверху было обвинение. Какое? «Иисус Назарянин, Царь иудейский». Здесь удивительно, на самом деле промыслительно, произошло то, что Пилат провозгласил Его Царем. Смотрите, откуда — с дерева. И это правда. Почему называют Иисуса Царем?

Потому что Он умер на Кресте, а только Царь может умереть за Своих поданных. Президент не может, а Царь может. Это, действительно, величайшее благородство Христово. И в страданиях Его как раз на самом деле очень много промыслительного. В том, что Господь был обнажен на Кресте, тем самым Он вылечил обнажение Адама и Евы, которые после грехопадения увидели, что они наги.

А то, что в Его голову впились шипы от терновника... Почему это было, зачем это? Помните, что сказано было о земле? «...Терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт.3,18). Адаму было сказано, что земля вырастит терновник. И вот, исцеляя землю, Господь ранами Своими исцелил ее, позволил, чтобы в Его голову вонзились тернии венца. Бога, Христа били палкой по голове, тростью, и Он этой тростью написал отпущение грехов людям.

И вот, кстати, этот столб, о котором я говорил, к нему, когда ухо приложишь, там иногда до сих пор слышен свист бича, такой свист происходит до сих пор, ужасающий свист бича, бьющего тело человеческое, и крики восторженной толпы слышатся до сих пор. Я сам слышал, и многие другие люди слышали. Он в Храме Гроба Господня находится, этот столб. И вот, распяли Его.