Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

Он сказал: «возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины». Они кричали: «если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин.19,12). Он говорил: «Царя ли вашего распну?» (Ин.19,15) Иудеи кричали: «нет у нас царя, кроме кесаря». Пилат пытался отпустить Иисуса, наказав Его, отпустить ради праздника, но народ просил отпустить Варраву, разбойника, они выбрали убийцу.

Народ иудейский предпочел убийцу Христу. И Христа предали на распятие. И вот, Его повели по улицам города. Действительно, стоит пройти по Крестному пути святого града Иерусалима. Если там будете, то пройдите по нему обязательно. Там есть Судные ворота. Любой человек мог, когда вели преступника сквозь эти ворота по Скорбному пути, выйти и сказать: остановите процессию, я знаю, что можно сказать в защиту этого человека.

Но ни одного такого человека во всем Иерусалиме не нашлось. И вот, провели Его, но Он упал под тяжестью Креста, не смог донести его. Тогда принудили другого человека, Симона Киринейского, чтобы он нес Крест Его. А Иисус шел впереди, и над Ним смеялись все. Только, единственно, женщины некоторые плакали. Он сказал: «дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк.23,28).

И вот, когда Его привели на распятие, Его пригвоздили ко кресту, пробили Его руки и ноги квадратными гвоздями и повесили Его на высоком холме, а рядом с Ним повесили двух разбойников. Зачем? Чтобы показать, что Он такой же разбойник. И над Ним сверху было обвинение. Какое? «Иисус Назарянин, Царь иудейский». Здесь удивительно, на самом деле промыслительно, произошло то, что Пилат провозгласил Его Царем. Смотрите, откуда — с дерева. И это правда. Почему называют Иисуса Царем?

Потому что Он умер на Кресте, а только Царь может умереть за Своих поданных. Президент не может, а Царь может. Это, действительно, величайшее благородство Христово. И в страданиях Его как раз на самом деле очень много промыслительного. В том, что Господь был обнажен на Кресте, тем самым Он вылечил обнажение Адама и Евы, которые после грехопадения увидели, что они наги.

А то, что в Его голову впились шипы от терновника... Почему это было, зачем это? Помните, что сказано было о земле? «...Терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт.3,18). Адаму было сказано, что земля вырастит терновник. И вот, исцеляя землю, Господь ранами Своими исцелил ее, позволил, чтобы в Его голову вонзились тернии венца. Бога, Христа били палкой по голове, тростью, и Он этой тростью написал отпущение грехов людям.

И вот, кстати, этот столб, о котором я говорил, к нему, когда ухо приложишь, там иногда до сих пор слышен свист бича, такой свист происходит до сих пор, ужасающий свист бича, бьющего тело человеческое, и крики восторженной толпы слышатся до сих пор. Я сам слышал, и многие другие люди слышали. Он в Храме Гроба Господня находится, этот столб. И вот, распяли Его.

Это был праздник, на горе Голгофе собрались вокруг толпы народу и ходили, над Ним смеялись и кричали: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» (Мф.27,40-43).

И самое удивительное, что тем самым враги Его, сами того не желая, полностью, дословно повторили предсказание о том, что скажут враги Мессии, когда будут Его осмеивать, когда увидят Его распятым. Они не хотели этого, но исполнили пророчество. Действительно, с Крестом Господним сбылось множество пророчеств. Вот почему Господь был на Кресте именно распят? Потому что Он висел в воздухе. Воздух — это область князя тьмы. Он разрушил область князя тьмы.

Он пролил Кровь, а без пролития крови не бывает прощения. И эта Кровь смыла грехи людей, их прародителей. У Него руки были пронзены, чтобы исцелить — помните, чью? — протянутую руку? Евы, которая с Адамом вместе протянула руку к дереву познания. И ноги были пронзены зачем? Чтобы исцелить ноги, которые убегали от Бога. Помните, Ева с Адамом прятались в кустах от Бога. И многие другие люди убегали от Бога. Вот вы разве не убегали от Бога? Только если честно?

Долго-долго бежали, бежали, пока Бог не настиг. Вот, чтобы эти ноги исцелить, чтобы люди больше не убегали от Него, у Христа пронзены были ноги. Таким образом, и на Кресте Он продолжал спасать людей. Один из разбойников тоже хулил Его, а другой увещевал хулителя и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк.23,40-41).

И потом обратился к Иисусу и сказал: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! » (Лк.23,42)   А Христос ему сказал: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23,43). И получилась самая удачная кража у разбойника. Уголовник, бандит, насильник, вор вошел в рай первым из всех людей, представляете, первым! Не праведник, не Авраам, не Моисей, а разбойник покаявшийся.

Это и нам в пример, что Господь принимает покаяние любого человека, лишь бы он пришел к Нему. И вот, вдруг в полдень наступила тьма. Солнце потухло. Почему? Потому что оно не могло видеть, что его Владыка висит на Кресте. Представляете, Тот, Кто управляет Солнцем, светилами, Он висит на дереве. И Солнце не могло этого выдержать. А у Христа страдание все увеличивалось, Он же пил при этом Чашу проклятий Божиих, не забывайте. — Это пятница была Страстная.. — Да, пятница, Страстная Пятница. Поэтому в пятницу обязательно постимся.

И вот, страдание Христа все усиливалось, и Он закричал: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27,46) Он кричал не от Своего лица, от лица всего проклятого человечества. Он как бы почувствовал всю сокрушительную силу проклятия Божия, лежащую на всех людях, Он выпил эту Чашу до дна, Чашу проклятий, Чашу богооставленности. Еще перед тем, как Его распяли, Он попросил, и Ему предложили выпить, помните?