Павел Гумеров/Он и она/ Библиотека Golden-Ship.ru
Венчанию предшествует чин обручения, когда будущие супруги обмениваются кольцами, в знак любви и верности. По традиции (которая, правда не всегда соблюдается) жениху надевается серебряное кольцо, - невесте – золотое. Но это не их кольца. То есть они сделаны по размеру, но им лично не принадлежат. Ибо муж носит серебряное кольцо жены (серебро – символ луны, получающий свой свет от солнца), а жена – золотое кольцо мужа.
Золото, соответственно, символизирует солнце, и муж как глава семьи сравнивается с этим небесным светилом. Кольца, как уже говорилось, есть памятка супругам, что они уже не принадлежат себе. Когда я учился в Семинарии, молодых женатых семинаристов монахи и люди холостые в шутку называли «окольцованными». Ну, монахи вообще народ весёлый. Кольцуют, как известно, птиц и кольцо показывает, что за птицей наблюдают, она на виду и уже не свободна, кому-то принадлежит.
Человек с кольцом тоже показывает, что уже не свободен, сердце его занято, и сам он уже навеки связан со своей половиной. Недаром кольца без начала и конца – символ вечности, бесконечности. Об этом обручальное кольцо напоминает супругу или супруге, а также всем окружающим. При чине обручения священник молится о том, чтобы Господь утвердил обручение жениха и невесты «в вере и единомыслии, … истине и любви».
Здесь, конечно же, имеется в виду вера в Бога, как Подателя всех благ, ибо: «Без меня не можете творить ничего». Но тут есть ещё и другой смысл. Супруги должны иметь взаимную веру. Вера – это доверие тому, кого любишь и кому доверяешь. Вера – это также верность любимому человеку. После обручения следует само таинство венчания. Я не буду во всех подробностях раскрывать богословский смысл венчания, задача наша другая.
Остановлюсь лишь на самых основных моментах. При венчании читаются три молитвы. В них как бы описывается вся история ветхозаветного супружества от Адама и Евы и подчёркивается богоустановленность брака. Здесь вспоминаются Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, явившие нам пример истинного супружества. Также супругам испрашивается благословение на рождение детей.
Священник просит, чтобы Господь благословил новобрачных чадами, как Он благословил благим плодом Захарию и Елисавету и Иоакима и Анну. Супругам испрашивается твердая вера в Бога и друг в друга, любовь и единомыслие. Упоминаются также и родители брачующихся. Говорится, что молитвы родителей утверждают основание домов их чад. Родители отпускают от себя детей, доверяют их друг другу и должны помогать своей молитвой и любовью созидать новую «Малую Церковь».
Детям тоже следует помнить, что их долг любви и заботы о родителях не заканчивается с выходом из отчего дома. Кульминацией таинства венчания является возложение на жениха и невесту венцов. Что это за венцы? Митрополит Антоний Сурожский пишет: «В древности каждый раз, когда бывал праздник, самый обыкновенный семейный, или городской, или государственный праздник – люди надевали венцы из цветов».
Сейчас это практикуется и при венчании церковном, например, у греков, которые надевают венцы из живых цветов. В древней Руси в день своего венчания невеста и жених назывались князь и княгиня, почему? Потому что в древнем обществе, пока человек не был женат или замужем, он являлся членом своей семьи и был во всём подвластен старшему в семье, отцу ли, деду ли.
Только когда человек женился, он делался хозяином своей жизни. Древнее государство состояло как бы из союза суверенных, то есть независимых семей. Они были свободны выбирать свою судьбу. Все вопросы решались в согласии, во взаимном понимании, но каждая семья имела свой голос и свои права»7. Происходило как бы венчание на новое царство. Но у этих венцов есть и другое значение.
Это также венцы мученические, которыми Господь венчает своих верных рабов, выстоявших во всех страданиях и испытаниях. Брак – это не только семейные радости, это совместная ноша, иногда очень нелёгкая, крест, который несут супруги, испытания и бури, которые выпадают на их долю. В браке иногда спасаться ничуть не легче, чем в монастыре. Это ежедневное «ношение тягот друг друга».
Безропотное несение жизненного креста вообще называют бескровным мученичеством. После возложения венцов следуют два чтения из Священного Писания. Сначала читается Послание апостола Павла к Ефесянам, об обязанностях мужа и жены. К нему мы уже обращались в главе «Мужеский пол и женский». Особенно почему-то запоминаются последние слова Послания.
Чаще всего какой-нибудь громогласный диакон или чтец на весь храм возглашает: «А жена да боится своего мужа!» От подобного громогласия все читанное ранее почти забывается. А ведь там заключена вся суть и объяснение последней фразы: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5. 25), - говорит апостол. То есть муж должен любить свою жену до самопожертвования, быть готовым отдать свою жизнь, пожертвовать самым дорогим.
Далее святой апостол Павел призывает мужей любить жен как самих себя, как свое тело. «Никтоже когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю», - как и Господь любит Церковь, ибо она тело Его. Обязанности мужа – заботиться о жене, питать и греть ее. Муж должен свои отношения с женой рассматривать как отношения Церкви и Христа. Может ли Господь обидеть или оскорбить Церковь? Вопрос абсурдный. Вот какие требования к главе семьи.
И только после этого говорится: «а жена да боится…». Как боится? Трепещет, что муж придёт усталый или пьяный с работы, и она попадёт под горячую руку? Конечно, нет. Муж – образ Христа в семье. Мы говорим: «Страх Божий», «Бойтесь не людей, а Бога» - вовсе не потому, что боимся какой-то кары от Господа. Это боязнь другого рода: обидеть любимого, расстроить его, оказаться недостойным его любви. Мне эта боязнь знакома с детства.