«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

епископ: тайная молитва после Евангелия.

епископ: молитва главопреклонения.

отпуск оглашенных.

2. Литургия верных

епископ: молитва Фимиама.

Херувимская песнь.

епископ: молитва Приношения 1 (с поминовением)

Символ веры.

епископ: молитва перед целованием.

Лобзание мира.

епископ: молитва главопреклонения.

Великая ектения.

епископ: молитва Приношения 2.

епископ: молитва Завесы.

Евхаристический канон.

Причащение.

Молитва благодарственная.

Отпуст.

Сразу видно, какой это большой и громоздкий чин. Не удивительно, что почти хрестоматийным стало мнение: свт. Василий Великий сократил Литургию ап. Иакова, а свт. Иоанн Златоуст сократил Литургию Василия Великого. Но это не так!

Прежде всего: чин ап. Иакова долгое время формировался параллельно с чином Василия Великого. В Литургии ап. Иакова мы можем выделить следующие пласты:

* "Апостольский" (3-4 вв. когда сложилась структура канона).

* Редакция свт. Кирилла Иерусалимского (380-е гг.).

* Период до сирийского заимствования (до сер. 5 в.).

* Ранне-византийский период (втор. пол. 5-6 вв.).

Поздне-византийский период (до 10 в.) При этом Литургия ап. Иакова, Василия Великого и Иоанна Златоустого тесно взаимодействовали, включая в себя элементы друг друга!

4. Литургии Василия Великого и Иоанна Златоустого

Чтобы проследить эволюцию Литургий Василия Великого и Иоанна Златоустого, следует помнить, что первоначально они были местными литургиями соответственно Каппадокийской и Константинопольской Церквей. На втором этапе они претерпели редакции Василия Великого и Иоанна Златоустого, а затем прошли еще два этапа формирования: ранневизантийский и поздневизантийский, обогатившись различными элементами, став общецерковными. Поэтому прежде всего надо определить, что в них принадлежит собственно Василию Великому и Иоанну Златоустому.

Эту трудную задачу решает проф. Н.Д. Успенский в статье "Молитвы Евхаристии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого в чине Православной Литургии" (Сб-к "Богословские труды", № 2, 1961 г. с. 65-76). В результате он приходит к следующим выводам.

"Итак существующие данные позволяют определить творчество Василия Великого в современном православном чине Литургии 7 молитвами:

Молитва приношения: "Господи Боже наш, создавый нас..."

Анафора: "Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю..."

Молитва по причащению: "Боже наш. Боже спасати..."