Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 2     Содержание   204. Новогоднее поздравление. Совет о врачевании душевно-больного . 6 205. По поводу юбилея Киевской Духовной Академии. О книге "Душа и Ангел" . 7 206. По поводу распространения неверия в обществе . 7 207.

Что мешает внутреннему строю, того ни под каким видом не допускать. Вот для этого и надо под боком иметь старца. Лучше всего для этого идет духовник. Мало-мало что встретится, тотчас спросить. Совесть будет спокойна. А то она будет законно требовать. "Успеха, говорите, нет". И не будет, пока есть самоугодие и саможаление. Саможаление и самоугодие прямо свидетельствуют, что в сердце преобладает "я", а не Господь.

Самолюбие и есть живущий в нас грех, от коего вся грешность и который делает грешным всего человека, с ног до головы, пока он имеет место в душе. А когда грешен весь человек, как придет к нему благодать? Не придет, как не пойдет пчела туда, где дым. Присутствие самолюбия есть знак, что первое решение работать Господу сформировалось не полно и неудачно.

Решение это имеет два конца: один - да отвергнется себя, второй - да по Мне грядет. Первый требует совершенного подавления эгоизма, или самолюбия, и след. недопущения самоугодия и саможаления - ни большого, ни малого. Следовательно в ком они есть, у того решение было не полно. Такое решение делает человека подобным тем лицам, о коих в Апокалипсисе говорится: ни тепл, ни хладен, ни то, ни се.

- Спастись хочется, а самопротивление не допускается. Нельзя Богу работать и мамоне. Все сие привожу вам на мысль, чтоб вы процензоровали себя и хорошенько определили, что у вас там в середке: "я", или Господь. Затем сесть и рассудить, - как же быть? Просите, чтоб я помолился об избавлении вас от самоугодия. Об этом что молиться? Бог не услышит.

Он слышит молитву только о тех, которые не самоугодничают. И самого человека всякого Бог слышит только тогда, когда он не страдает сими первородными дщерями греха. За несаможаление и несамоугодие только и подаст Господь благодать и преуспеяние. Самих же их не подает, а требует, чтобы их сам человек возымел, как задаток, за что ему стоит оказать милость. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.     317. Об отношениях к подведомым.

О терпении и несаможалении   Милость Божия буди с вами! Достопочтеннейший о. М. Слышу, что у вас там опять неурядицы, и опять (из-за них) тягота и скорбь. Бог даст, все уладится, только не следует борзиться, а потихоньку, не следует так: сказал и чтоб было. Люди свободны, а команда не подходящее дело. А надо и говорить, и делать все, что требуется по долгу и совести, а успеха ожидать от Господа.

Потому, когда нет, надо сказать только: буди воля Твоя Господи! Но и рук опускать не должно, а все и говорить, и делать, предаваясь в волю Божию. Серчание на неисправности есть своей воле угождение, как смели, ведь "я" сказал. Это о том, что по должности вашей. Что у вас (во внутреннем человеке), и тут тоже не борзясь надо. Вы думали, что начал, и тотчас на третье небо.

Надо прежде труды и поты подъять, потом уж начнут показываться плоды. Но условие не отложное, - не жалеть себя. Не жалеть себя, не значить горы на себя наваливать, а ту же обычную монастырскую жизнь тянуть, не допуская ослаблений ни в чем. Звонят к утрени. Саможаление говорит: полежи минутку. Не слушай, - и се удар саможалению в голову. Стоя в церкви, чувствуешь позыв ноги распустить, к стенке прислониться. Откажи и стой в струнку, се еще удар.

Пришло на мысль: дай выйду проветрюсь; откажи и еще удар. Пришел домой от утрени: дай лягу, - не давай. Дай книжку лежа почитаю, не давай, сядь в струнку и читай. Так все, и что ни шаг, то будет удар саможалению. А всякие чрезмерные подвиги не наше дело. Устав монастырский общий, если его исполнять, как следует, даст непрестанный случай к упражнению в несаможалении. И молитва не вдруг приходит.

Надо трудиться, понуждая себя без поблажки, к вниманию и неблужданию мыслями, и придет навык трезвения. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. - Надо не вешать рук и головы, и не погибать колен, а бодро стоять. Не попал на дорогу. Мужаться надо, попадешь. Имеем Спасителя Бога. Речет и все будет!   318.

Ободрение и наставление больному   Милость Божия буди в, вами! Христос Воскресе! О. М. Вот какая у вас сочинилась история! Кровь горлом. Дурно то, - дурно. Но ужасаться тут нечему. Опасность впереди, а не в этом. Так у многих бывает. И живут себе. Извольте держаться доктора (а других не слушать) и его советы исполнять в точности. А вы уж и умирать собрались. Еще поживете.

Соображайте, как получше пожить по выздоровлении. Ибо тревога это у вас означает, что есть что-то не ладное. Умирать собираться надо каждый день и час, и всегда быть в таких чувствах, в каких вы теперь. А кто собирается умирать - видит ли он близость смерти, или нет, - надо совесть очистить от всех дел неисправных. Какие плоды покаяния теперь?

Кроме покаяния теперь что другое уместно? Извольте каяться, сокрушаться и плакать. И обещайте, что если Бог даст здоровья, то непрестанно будете так плакать и сокрушаться, и не допускать вперед ничего плохого: ни в мыслях, ни в словах, ни в делах. Вот и все. Схиму принять, можно и без этого. Когда оздоровеете, и постареете, и умрут все земные чувства: тогда и схиму.

Она есть образ умертвия всему земному и: живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал.2:20). Маслом особороваться можно. Это Господнее врачевание. И больше ничего не загадывайте. Все упование конечно Господь. В Нем и успокойтесь, вопия: помилуй мя! Благослови вас Господи! Еп. Феофан.     319. Поправляющемуся больному о предании себя в волю Божию и о молитве   Милость Божия буди с вами! Достопочт. О. М.!