Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 2     Содержание   204. Новогоднее поздравление. Совет о врачевании душевно-больного . 6 205. По поводу юбилея Киевской Духовной Академии. О книге "Душа и Ангел" . 7 206. По поводу распространения неверия в обществе . 7 207.

Проговаривать молитвенные слова не спешно, будто на распев. Поклоны при этом класть по произволу. Если без них лучше идет дело, лучше не класть, или изредка класть. Совершая сию молитву, ко Господу Спасителю обращенную, не надо выпускать из внимания, что Он есть Един от Пресвятыя Троицы, нераздельный со Отцем и Св. Духом. Почему при словах тех некако привводить в сознание: благоволение Отца и благодать Духа. Можно это на большой четке.

Не надо ограничиваться одними словами, но при этом освежать созерцание Бога, яко вездесущего, всесодержащего, о всем промышляющего и проч. Лучше всего отбывать сей урок ночью. Плод молитвы сосредоточение внимания в сердце и теплота. Это естественное действие. Достигать сего всякому можно. И молитву сию творить всякому, не монаху только, но и мирянину.

Это не есть какое-либо высокое дело, а простое. И молитва Иисусова (одна сама по себе) не чудотворная какая, а как всякая другая краткая молитва, словесная и след. внешняя. Но она может перейти в умную и сердечную, все естественным путем. Что от благодати, того надо ждать, а взять того никаким таким способом нельзя. Что вам писали, что надо прежде страсти очистить, то относится к высокой созерцательной молитве; а это простая молитва, могущая, однако ж, привесть к высокой молитве.

Чтоб успешно шло сие занятие, надо всякий раз, приступая к нему, все оставить, чтоб сердце было свободно от всего решительно, чтоб во внимании не торчало: ни лицо, ни дело, ни вещь. Выгнать все надо на это время. Отбывши правило сие, не надо оставлять всей молитвы и во всякое время, а как только свобода, сейчас за нее. Во время богослужения надо внимать службе, стоя вниманием там же, где и Иисусова молитва творится.

А когда что не внятно читают и поют, тогда творить эту молитовку. Внешние приемы (описаны в 5 т. Доброт.): сесть на стульце, склонить голову, стеснить дыхание, можно оставить. Все усилие остановить на средоточении внимания в сказанном месте. Страх Божий всегда надо иметь. Как пред Царем и самые близкие не так то смелы: так тем паче нам грешным пред Господом.

Если с Богом за панибрата, то худо, из рук вон. Молиться надо о страхе и Бог даст. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.     321. Ободрение и разъяснение трудящемуся над навыкновением молитве Иисусовой. Случай худого телесного раздражения. С новым чином   Милость Божия буди с вами! Трудитесь. Добре, добре! Трудитесь усердно и со смирением. И Господь не оставит труда вашего.

Не забывайте, что не должно ограничиваться одним механическим повторением слов молитвы Иисусовой. Это ни к чему не приведет, кроме механического навыка повторять сию молитву языком, даже не думая о том. И это конечно не худо. Но составляет самую дальнюю внешнюю окраину сего дела. Суть дела - сознательное стояние в присутствии Господа со страхом, верою и любовью. Это настроение возможно и без слов.

Его и надобно восстановлять в сердце прежде всего. Слова же потом будут идти, чтоб удержать на этом одном внимание и углубить те чувства и расположения. То, что было похотное раздражение, очень дурно. Это м.б. случайность; но допускать сего не следует, а надо тотчас пресекать. Иначе дело, вместо духовного, выйдет чувственное и вместо добра злой плод принесет.

Читайте в "Добротолюбии" о сем, наипаче же о том, как внимание держать. Благослови вас Господи! Поздравляю с новым чином. Делайте дело со смирением и не портьте его гордостью, или тщеславием, или высокоумием. Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.     322. Продолжается руководство трудящемуся навыкнуть молитве Иисусовой   Милость Божия буди с вами!

Что писали вы о молитве, то все добре. А то, что иногда при молитве бывают движения кровяные, это пройдет. Не надо слишком напрягать сердца, а действовать в простоте. Тогда какие чувства Бог пошлет, те ничего такого производить не будут. Когда случится так, молитесь на сие движение Господу и Ангелу-Хранителю, чтоб утишили и, если тут подстревает враг, чтоб отогнали. Прелести нечего бояться.

Она случается с возгордившимися, кои начинают думать, что как зашла теплота в сердце, то это уже и есть конец совершенства. А тут только начало, и то, м.б., не прочное. Ибо и теплота и умирение сердца бывают и естественные, - плод сосредоточения внимания. А надо трудиться и трудиться, ждать и ждать, пока естественное заменено будет благодатным.

Всяко, лучше всего, никогда не почитать себя достигшим чего-либо, а всегда видеть себя: нищим, нагим, слепым и никуда не годным. О Пресвятой Троице поминать, если сможете, совместно без разделения: ибо Бог Един есть. Когда молитесь по четкам, на больших узлах, говорите: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или помилуй нас! И то не всегда.

Действуйте свободно, не связывая себя, лишь бы всегда быть в чувстве к Господу и с Господом. Молитесь Ему и Он Сам научит вас. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.     323. Тоже успешному делателю молитвы   Милость Божия буди с вами! О вашем внутреннем деле утешительно слышать.

Теплота сердечная во время молитвы очень хороший признак. Блюдите. Потрудитесь почаще проходить мыслию все наши истины, по Символу, или так, по их течению, начиная от божественных свойств и творения, до суда всеобщего и решения участи всех. Особенно это хорошо утром и вечером пред молитвою. Это будет походить на топливо. Себе же внимать неотступно конечно надо и рассматривать появляющиеся мысли, откуда и зачем они? Благослови вас Господи! Ваш доброхот Е. Феофан.     324. На вопрос о принимании денег и вещей.