Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 2     Содержание   204. Новогоднее поздравление. Совет о врачевании душевно-больного . 6 205. По поводу юбилея Киевской Духовной Академии. О книге "Душа и Ангел" . 7 206. По поводу распространения неверия в обществе . 7 207.

Изъяснение текста о суде праведникам   Милость Божия буди с вами! Терпение дело совершенно да имать, т.е. надо его выдерживать, как следует, чтоб оно ни в чем не недостаточествовало. Совершенство терпения - благодушно терпеть, а паче с радостью, и благодарить Бога за обстоятельства, терпеть заставляющие, как за благо прямое и существенное.

Восставьте веру, что терпя напраслину, вы причастными становитесь чина мучеников и радуйтесь тому. Ибо так есть воистину. А допущая скорбь и жалость к себе, будто заделанной, вы умоляете цену того, что вам дает Господь в руки. Текст, который вы прописали, ясен. Суд всем будет; но тем, кои оправдания достойны, суд будет такой, что будто его не будет, радостно будет встречен, будто совсем не суд, а объятия Господни; радостно пройден, и в радость после него.

Сподобятся сего верующие в Господа, как следует, и живущие по воле Его. Не всяк глаголяй: Господи, Господи, внидет в царствие, но творяй волю Отца Небеснаго. Послания к Римлянам и Ефесеям (толкования), оставьте у себя. Виноват. А я думал, что уже послал их к вам. Спасайтесь! Ваш богомолец Еп. Феофан.     347.

Наставление при болезни   Милость Божия буди с вами! В болезни учитесь: смиренно, терпению, благодушию и Бога - благодарению. Что приходит нетерпеливость, это дело человеческое. Придет - отгонять надо. На то и чувство тяготы положения, чтоб было что терпеть. Если не чувствуется тягота, то и терпения нет. Но когда приходит чувство тяготы и сопровождается желанием ее сбросить; то тут ничего нет грешного. Это естественное чувство!

Грех начинается, когда вследствие сего чувства, душа поддается нетерпеливости и начинает склоняться к ропотливости. Пришло чувство, надо его прогнать, Бога же поблагодарить. Ваш богомолец Еп. Феофан. 348. Пути Промысла в земной участи каждого. Победительные мысли. Соль. Совет о больной голове.   Милость Божия буди с вами!

Если верите промышлению Божию, определяющему участь земную для всякого так, как ему удобнее спастися; то должны верить и тому, что вся ваша житейская обстановка, есть самая пригожая вам, для устроения вашего спасения. Сколько мне видится, она даст вам полную свободу заниматься своею душою. Это большое преимущество. Уверясь так, Бога благодарите за все, и приятное и неприятное.

Благодушно терпя неприятное, немножко приближаетесь к части мучеников. За то, если роптать будете, не только от этой части далеки будете, еще и ответ дадите. Благодушествуйте же. Что за победительная мысль? Когда обращается кто к Богу, тогда происходит борьба: самолюбие и мир с одной стороны, а Божии истины с другой. Перебирает человек эти мысли, и одолевает самость и мир; но из этих истин не все одинаково на всех действуют: на одного - одна более действует, на другого - другая.

Но есть тоже среди их для каждого такая, которая как только вспадет в сознание, тотчас склоняет человека к страху Божию. Эта истина в первой борьбе оканчивает победу, и в частных борьбах тоже прогоняет врагов. Какие это истины? Извольте - в книге: "Путь ко спасению" читать вторую часть: об исповеди и покаянии. И увидите. Что есть соль? Приточное слово.

Как Спаситель толкования не дал Сам; то всякому воля понимать это как рассудит, в назидание себе. Я думаю, что это любовь к Богу - горячая. Соль - гнилость прогоняет; и любовь к Богу все греховное и Богу противное истребляет. Соль проникает осоленное, и любовь проникает все составы: душевные, и духовные и телесные, и всему сообщает прочность и неповрежденность. N. благослови Господи тещи начатым путем.

Пусть хорошенько обдумает книгу писем последнюю, и ту, что путь ко спасению. Утром хорошо читать Евангелие и Апостол - дневные: они указываются в Крестном календаре. Да не просто читать, а додумываться до такой мысли, чтоб с нею и день весь проводить. И лекарь не мешает, и преданность Богу нужна. То и другое пусть идет. Не попал, переменить лекарство. Молитесь, чтоб Господь его надоумил.

Если не надоумляет, верно лучше жить с больною головою. Благослови Господи вам поговеть в утешение и укрепление. Ваш богомолец Е. Феофан.     349. К матери плачущей об умершей дочери Письма к разным лицам   Милость Божия буди с вами! Плачьте, плачьте! В этом ничего нет неестественного и укорного.

Диво было бы, если б мать не плакала о смерти дочери. Но при этом надо знать меру: не убиваться и не забывать тех понятий о смерти и умерших, которые даются нам христианством. Умерла! Не она умерла, умерло тело: а она жива, и так же живет, как и мы, только в другом образе бытия. Она и к вам приходит и смотрит на вас. И, надо полагать, дивится, что вы плачете и убиваетесь, ибо ей лучше. Тот образ бытия выше нашего.

Если б она явилась и вы попросили ее войти опять в тело, она ни за что не согласилась бы. За чем же вам вступать с нею в такое разногласие? Желать того, что ей противно? Какая тут будет любовь. Нельзя не пожалеть, что не пришлось вам в последний раз взглянуть в очи ее; последнее услышать слово от нее, последнее дать ей объятие материнской любви. Ну вот и поплачьте. Только все немножко.

Телесные ее очи закрылись, а душевными она смотрит: смотрите и вы на нее душою своею. Не воображайте ее в могиле. Там ее нет, там тело ее; а она вне, и теперь, может быть, при вас стоит. Язык ее замолк, но она не лишена возможности говорить вам в сердце. Внимайте и услышите: "Мамочка, не тужи и не убивайся. Я с тобою, и мне очень хорошо!" Отвечайте же и вы ей: "ну слава Богу, что тебе лучше".