Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 2     Содержание   204. Новогоднее поздравление. Совет о врачевании душевно-больного . 6 205. По поводу юбилея Киевской Духовной Академии. О книге "Душа и Ангел" . 7 206. По поводу распространения неверия в обществе . 7 207.

Как вести себя при неприятностях с другими   Милость Божия буди с вами! Очень сожалею, что у вас там кое-что не клеится. Но ведь это обычное течение дел человеческих. Взявшимся благоугождать Богу надо во-первых все принимать спокойно и терпеть благодушно; а во-вторых - уметь держать себя при сем и действовать. Первое - легко.

Стиснул зубы, и молчи; а второе - очень трудно, особенно потому, что неспокойный дух тотчас наружу лезет, и чрез слова, и чрез дела, и чрез движение, и чрез мину; это обстоятельство все и портит, как сами видите. Но имеете опыты, извольте учиться. Наука проста, но трудно заучиваема. Именно в случаях неприятных, породивших неприятные против других чувства, не следует ни говорить, ни действовать.

Надо наперед успокоиться и совершенно исторгнуть из сердца неприятность, чтобы и следа ее не было. Больше ничего не требуется. Тогда и речь и дело пойдет ладно. Можно тогда и сурово и строго говорить, даже бранчиво, и речь не произведет худого действия; ибо дух в ней будет не раздражительный, а мирный и любовный. Извольте теперь из того случая взять себе урок.

Сядьте и осмотрите, что бы следовало вам подумать, чтоб изгладить неприятное чувство, и вперед по сему действуйте. Вы о тех отцах думаете худо. Это источник неприятных к ним чувств. Научитесь думать о них хорошо и возбудите в себе почтительные к ним чувства. Непременно сделайте это, доведите себя до такого к ним чувства, какое имеете к какому-либо уважаемому лицу, и сие чувство храните, и с ним ходите. Тогда никаких неприятностей не будет.

Так ведь и должно вам быть расположенным. Какое вам дело до их поведения?! Начальство есть и почитайте. Господь да умудрит вас во спасение! Ваш богомолец Е. Феофан.     314. Как охранять в себе сердечную теплоту и избегать самомнения. О заучивании псалмов   Милость Божия буди с вами! Очень рад, что восставшие у вас неприятности миновались. Слава Богу! Даруй Господи, чтоб не повторялись.

Теплота сердечная, о коей вы пишете, хорошее состояние. И надо ее блюсти и поддерживать. Когда ослабеет, возгревать так, как вы делаете: собираться посильнее внутрь и к Господу взывать. Чтоб не отходила, надо избегать рассеяния мыслей и впечатлений на чувства, не согласных с сим состоянием, избегать, чтоб сердце не прилегло к чему либо видимому и никакая забота не поглощала всего внимания.

Внимание к Богу да будет неотходное и напряжение тела неослабное, в струнку, как солдат в строю. Главное же: Господа молить, да продлит сию милость. Что кается до - это ли? то, однажды навсегда примите за правило, такие вопросы гнать без жалости, как только родятся. Это вражие порождение. Если остановитесь на вопросе сем, то враг тотчас же и решение даст: о, конечно это. Ты - ведь молодец!

- Затем молодец подымется на ходули, начнет мечтать о себе, а других ни во что ставить. И благодать отойдет. Но враг все будет держать его на мысли, что она с ним. И сие есть: мниться имети, тогда как ничего нет. Свв. отцы написали: "не мерять себя". А взять и решить тот вопрос, значит приступить к измерению себя насколько вырос. Так извольте от этого бегать, как от огня. Божия милость да будет с вами! Псалмы заучивать на память хорошо. Выбирать какие ближе к себе и заучить. Потом, ходя, читать их с размышлением.

Из Евангелий хорошо заучивать слова Господа на память слово в слово, а прочее так помнить. Все - не суетясь, чтоб внимания не расшатать, оно главное. И все надо направлять к поддержание его. Благослови вас Господи! Терпение и труд без конца. Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.     315. Ответ на разные вопросы по делу спасения. Как представлять Господа при молитве.

Обличение впавшему в грех и наставление об истинном покаянии. Епитимия   Милость Божия буди с вами! Задолжал я вам ответом. Виноват! Было дело, Буду отвечать подряд. (На письмо от 8 янв.). "Я писал вам не думать: "вот оно!" Вы пишете потом: "прислушиваюсь, теплится ли? Может быть и это не нужно?" Теплоту надо всегда поддерживать, сколько это от нас.

Но прислушиваться и присматриваться тут нечего. Это само о себе дает знать. Как внешний холод, так и внутреннее охлаждение ощущается непосредственно. Когда это ощутится, надо подогреть себя углублением внимания и усилением взывания к Господу: "не остави мене, Господи, не отступи от мене". Прилагать к сему надо и помышление о поражающих истинах: падении, устроении спасения, смерти, суде, воздаянии и проч.

Теплота настоящая - дар Божий; но есть и натуральная теплота, плод собственных усилий и свободных настроений. Они отстоят друг от друга, как небо от земли. Какая у вас, это не видно. После откроется. "Мысли утомили, не дают установиться пред Богом". Это знак, что ваша теплота не Божия, а своя. Первый плод Божией теплоты есть собрание мыслей воедино и устремление их к Богу не отходное. Тут бывает тоже, что с кровоточивою.

У той: ста ток крове, а тут останавливается ток помыслов. Что же нужно? Держа свою натуральную теплоту, ни во что ее вменять, а только приготовлением некиим к Божией теплоте почитать; затем болезновать о скудости Божияго действия в сердце и в болезни молить Господа непрестанно: "Милостив буди! Не отврати Лица Твоего! Просвети Лице Твое!" К этому усугубить лишения телесные, в пище, сне, труде и под. Все же дело предать в руки Божии. "Много сплю, ем много". Сибаритство, выходит, магометантство. Видали вы электрическую машину?

Подле колеса у нее есть медный цилиндр, в который из колеса, чрез трение, переходит электричество и набирается в нем в такой силе, что убить может, если коснуться неосторожно. Но если из этого цилиндра пустить в землю цепочку, то в нем и знаку не будет электричества, потому что оно в тоже время, как входит в цилиндр, переходит в цепочку и уходит в землю.