Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 2     Содержание   204. Новогоднее поздравление. Совет о врачевании душевно-больного . 6 205. По поводу юбилея Киевской Духовной Академии. О книге "Душа и Ангел" . 7 206. По поводу распространения неверия в обществе . 7 207.

- Затем молодец подымется на ходули, начнет мечтать о себе, а других ни во что ставить. И благодать отойдет. Но враг все будет держать его на мысли, что она с ним. И сие есть: мниться имети, тогда как ничего нет. Свв. отцы написали: "не мерять себя". А взять и решить тот вопрос, значит приступить к измерению себя насколько вырос. Так извольте от этого бегать, как от огня. Божия милость да будет с вами! Псалмы заучивать на память хорошо. Выбирать какие ближе к себе и заучить. Потом, ходя, читать их с размышлением.

Из Евангелий хорошо заучивать слова Господа на память слово в слово, а прочее так помнить. Все - не суетясь, чтоб внимания не расшатать, оно главное. И все надо направлять к поддержание его. Благослови вас Господи! Терпение и труд без конца. Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.     315. Ответ на разные вопросы по делу спасения. Как представлять Господа при молитве.

Обличение впавшему в грех и наставление об истинном покаянии. Епитимия   Милость Божия буди с вами! Задолжал я вам ответом. Виноват! Было дело, Буду отвечать подряд. (На письмо от 8 янв.). "Я писал вам не думать: "вот оно!" Вы пишете потом: "прислушиваюсь, теплится ли? Может быть и это не нужно?" Теплоту надо всегда поддерживать, сколько это от нас.

Но прислушиваться и присматриваться тут нечего. Это само о себе дает знать. Как внешний холод, так и внутреннее охлаждение ощущается непосредственно. Когда это ощутится, надо подогреть себя углублением внимания и усилением взывания к Господу: "не остави мене, Господи, не отступи от мене". Прилагать к сему надо и помышление о поражающих истинах: падении, устроении спасения, смерти, суде, воздаянии и проч.

Теплота настоящая - дар Божий; но есть и натуральная теплота, плод собственных усилий и свободных настроений. Они отстоят друг от друга, как небо от земли. Какая у вас, это не видно. После откроется. "Мысли утомили, не дают установиться пред Богом". Это знак, что ваша теплота не Божия, а своя. Первый плод Божией теплоты есть собрание мыслей воедино и устремление их к Богу не отходное. Тут бывает тоже, что с кровоточивою.

У той: ста ток крове, а тут останавливается ток помыслов. Что же нужно? Держа свою натуральную теплоту, ни во что ее вменять, а только приготовлением некиим к Божией теплоте почитать; затем болезновать о скудости Божияго действия в сердце и в болезни молить Господа непрестанно: "Милостив буди! Не отврати Лица Твоего! Просвети Лице Твое!" К этому усугубить лишения телесные, в пище, сне, труде и под. Все же дело предать в руки Божии. "Много сплю, ем много". Сибаритство, выходит, магометантство. Видали вы электрическую машину?

Подле колеса у нее есть медный цилиндр, в который из колеса, чрез трение, переходит электричество и набирается в нем в такой силе, что убить может, если коснуться неосторожно. Но если из этого цилиндра пустить в землю цепочку, то в нем и знаку не будет электричества, потому что оно в тоже время, как входит в цилиндр, переходит в цепочку и уходит в землю.

В таком точно положении вы, с своим сном и ястием. Что ни успеете вы собрать духовного, все то что чрез них рассеивается, уходит и вы пусты. Нет, уж тело надо стеснить малоспанием и малоястием и преутруждением. Кто из отцев наших имел успех без стеснения плоти? Я, кажется, вам писал, что тело надо держать в струнку, как солдата во фрунте. Вот это и есть, что теперь говорю.

Пока будете покоить тело, не ждите ничего доброго. "Желал бы, чтоб кто-нибудь высек меня розгами". Казнение себя произволением требуется, а от этого, вами желаемого, толку не будет. Что св. Мелетий сказал Симеону Столпнику, когда он еще юный приковал себя к камню? Тоже и вам идет. Не мешает, однако ж, иметь в руках четки погрубее и как только тело зажелает себе блажи или поесть или поспать или развалиться на креслах и диване, угощайте его такими четками по плечам, пока отрезвится.

"Как воображать Господа", сидящим ли на престоле или распятым? Когда размышляете о Божественном, тогда можно вообразить Господа, как потребуется. Но во время молитвы никаких образов держать не следует. Господь везде есть. В этом убеждении и стойте, что Он везде, след. и в вас, а не только около вас, и все видит и слышит. К Нему, Вездесущему, Всевидящему, и желающему нашего спасения и взывайте молитвенно, без всякого образа, никако Его не воображая.

В таком убеждении надо утвердиться постоянным о том думанием. И придет. "Стать над сердцем, стать умом в сердце, из головы сойти в сердце", все сие одно и тоже. Существо дела в сосредоточении внимания и стоянии пред невидимым Господом, но не в голове, а внутри груди, - к сердцу и в сердце. Когда придете Божия теплота, то все сие уяснится.

"Иногда внимание уходит к сердцу; но я удерживать его тут боюсь". Напротив, надобно его удерживать и чем долее, тем лучше, не допуская себе развлечься какими либо помыслами. "Смирения и любви нет". Пока их не будет и ничего духовного не будет. Духовное зарождается и растет вместе с их зарождением и возрастанием. Они тоже для души, что стеснение плоти для тела.

Смирение приобретается делами смирения; - любовь делами любви. Извольте так делать. (На письмо от 7 марта). Очень прискорбное поскользнутие у вас произошло. Но кнут не мука, а вперед наука. Произошло это от самомнения, что де мы хватили высоко, не то что те и те. Вот и хватили!! Самомнение шло вместе с тщеславием. Вдвоем они родили леность. Леность говорит, что нам? Уж мы ведь что стали? Нам можно и вольку себе дать. И пошла волька.

Весь этот путь у вас прописан: "Леность одолела так, что ни на что смотреть не хочется". Уж коли хватили выше облак, то какая нужда себя нудить? "Тщеславие - служить ли стану, молиться, или читать поучения, - одолевает". Как нам с вами не тщеславиться? Молитву умную знаем. И ну ходить павлином. О. М. - чибез. Извольте себя так прозвать.