Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 2     Содержание   204. Новогоднее поздравление. Совет о врачевании душевно-больного . 6 205. По поводу юбилея Киевской Духовной Академии. О книге "Душа и Ангел" . 7 206. По поводу распространения неверия в обществе . 7 207.

В таком точно положении вы, с своим сном и ястием. Что ни успеете вы собрать духовного, все то что чрез них рассеивается, уходит и вы пусты. Нет, уж тело надо стеснить малоспанием и малоястием и преутруждением. Кто из отцев наших имел успех без стеснения плоти? Я, кажется, вам писал, что тело надо держать в струнку, как солдата во фрунте. Вот это и есть, что теперь говорю.

Пока будете покоить тело, не ждите ничего доброго. "Желал бы, чтоб кто-нибудь высек меня розгами". Казнение себя произволением требуется, а от этого, вами желаемого, толку не будет. Что св. Мелетий сказал Симеону Столпнику, когда он еще юный приковал себя к камню? Тоже и вам идет. Не мешает, однако ж, иметь в руках четки погрубее и как только тело зажелает себе блажи или поесть или поспать или развалиться на креслах и диване, угощайте его такими четками по плечам, пока отрезвится.

"Как воображать Господа", сидящим ли на престоле или распятым? Когда размышляете о Божественном, тогда можно вообразить Господа, как потребуется. Но во время молитвы никаких образов держать не следует. Господь везде есть. В этом убеждении и стойте, что Он везде, след. и в вас, а не только около вас, и все видит и слышит. К Нему, Вездесущему, Всевидящему, и желающему нашего спасения и взывайте молитвенно, без всякого образа, никако Его не воображая.

В таком убеждении надо утвердиться постоянным о том думанием. И придет. "Стать над сердцем, стать умом в сердце, из головы сойти в сердце", все сие одно и тоже. Существо дела в сосредоточении внимания и стоянии пред невидимым Господом, но не в голове, а внутри груди, - к сердцу и в сердце. Когда придете Божия теплота, то все сие уяснится.

"Иногда внимание уходит к сердцу; но я удерживать его тут боюсь". Напротив, надобно его удерживать и чем долее, тем лучше, не допуская себе развлечься какими либо помыслами. "Смирения и любви нет". Пока их не будет и ничего духовного не будет. Духовное зарождается и растет вместе с их зарождением и возрастанием. Они тоже для души, что стеснение плоти для тела.

Смирение приобретается делами смирения; - любовь делами любви. Извольте так делать. (На письмо от 7 марта). Очень прискорбное поскользнутие у вас произошло. Но кнут не мука, а вперед наука. Произошло это от самомнения, что де мы хватили высоко, не то что те и те. Вот и хватили!! Самомнение шло вместе с тщеславием. Вдвоем они родили леность. Леность говорит, что нам? Уж мы ведь что стали? Нам можно и вольку себе дать. И пошла волька.

Весь этот путь у вас прописан: "Леность одолела так, что ни на что смотреть не хочется". Уж коли хватили выше облак, то какая нужда себя нудить? "Тщеславие - служить ли стану, молиться, или читать поучения, - одолевает". Как нам с вами не тщеславиться? Молитву умную знаем. И ну ходить павлином. О. М. - чибез. Извольте себя так прозвать.

Чибез какая-то птица, гордо выступающая, но паршивая, неуклюжая, бессильная и трусливая. Вот и величайте себя так. То мы с вами на диване развалились, как миллионер духовный (леность), то с колокольни на всех смотреть стали, как на мелюзгу грошовую (тщеславие с гордостью). А тут как только показался враг, мы в кусты, или и того хуже: на, бери. И пальцем не шевельнули.

И извольте теперь видеть, какой вы богатырь духовный и богач! За тем и попустил Господь это падение, чтоб вы осязательно увидели, сколь ничтожны силы ваши и ваша твердость в добре. То, что было, надо считать настоящим падением. Ибо у свв. отцев пишется, что что у мирян дело, то у монахов - похоть с вожделением. Внутри грех сделан. И кайтесь в нем, считая себя впадшим в блуд. Вы называете это несчастием.

Истинно так; это похоже на пролом стены. Когда неприятель пробьет где-либо стену город защищающую, тогда, хоть горожане заделают ее, место то нельзя почитать прочным, потому что заделка только прилеплена к стене и не глубоко с нею сцеплена бывает. Вы исповедались добре. Пробоина заделана. Эта заделка свежая, не прочна. Враг сбоку стоит и высматривает.

Как только увидит какую оплошность, опять шарахнет из своих бомб. Таково ваше положение. Но пусть его шарахает. Можно сделать все покушения его бесплодными. Пробоину в стене, чтоб она опять не слетела, подпирают сзади устоями и к месту тому побольше посылают солдатиков. Враг тогда, видя это, и совсем не покушается снова тут пробивать стену, а отходит в другое место. Вот и вам надо тоже сделать.

Подпорки сделать надо: это усиление стеснения плоти лишением сна, пищи, трудом, особенно каким либо унизительным (вон снег разбрасывать и под.). А солдатиков наслать, это побольше благих, отрезвляющих мыслей набрать в голову и их перебирать вниманием. Команду же над всем этим поручить надо ревности о спасении, с преданностью Богу, от Коего всеспасительная сила, с решимостью не поддаваться более такой блажи, хоть умереть. Извольте это непременно устроить.

"Драл себя за волосы, бил по щекам до синяков и проч." И это сойдет. Но это не прочно. Тут много самости. Как это - так мы с колокольни в бурово болото... срам! А что Господа оскорбили и помина нет! Надо чувство сокрушения на эту сторону перевести, а не на себе останавливать, и переводите, и молите Бога не лишить прежней милости и помощи. И не лишит. Но будет епитимия.

У Господа своя на всякого согрешившего налагается епитимия, которая состоит в том, что Он кающегося тотчас принимает в милость, но прежнего не ворочает ему тотчас, а ждет, как пойдет сокрушение и смирение. Если кто безжалостно помучает себя, то скоро возвращает, а если поблажку себе дает, то не скоро. Есть термин (предел) когда сие бывает. Душа услышит глас Господа: "отпущаются тебе греси твои". Вот вам программа.