Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 8     Содержание   1219. Благоуспешность в делах подается всегдашнею памятью о Боге. Наставление о сохранении чистой совести . 1 1220. Должно с утра установиться во внимании к Богу. Как читать книги с пользою .. 1 1221.

Черничку благослови Господи преуспевать. Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. Посылаю вам октябрь Душ. Чт. Благодарствую за попечение о согретии ног моих.     1338. О надлежащем творении молитвы Иисусовой и плодах ее   Милость Божия буди с вами! Добре, что причастились. Буди сие во спасение!

Упокой Господи и старицу Александру! Если сердце ваше согревается при чтении обычных молитв, то этим способом и возгревайте сердечную к Богу теплоту. Молитва Иисусова, если ее механически творить, ничего не дает, как и всякая другая молитва, языком только проговариваемая. Попробуйте при молитве Иисусовой поживее помыслить, что Господь Сам близ есть и предстоит душе вашей и внимает тому, что в ней происходит.

В душе же при сем пробудите жажду спасения и уверенность, что кроме Господа неоткуда ожидать нам спасения. Затем и вопийте к Нему, мысленно пред собою зримому. Г. И. X. С. Б. п. н. или: милостивый Господи, спаси меня имиже веси судьбами. Дело совсем не в словах, а в чувствах к Господу. Духовное горение сердца к Господу есть любовь к Нему. Она загорается от прикосновения Господа к сердцу.

Как Он весь есть любовь; то прикосновение Его к сердцу тотчас и возжигает любовь к Нему. А от любви горение сердца к Нему. Вот это и должно быть предметом искания. Творение молитвы Иисусовой есть только орудие к тому, или лучше только труд, показывающий сильное желание души обресть Господа. На языке пусть будет молитва Иисусова, в уме - предзрение Господа пред собою, в сердце - жажда Бога, или общения с Господом.

Когда все сие будет постоянно, тогда Господь, видя, как нудите себя, подаст просимое. Извольте все сие сообразить и взять в руководство и почаще прочитывать, чтоб поновлять в памяти, как должно действовать. И Черничке все сие растолкуйте. Болит по ней душа моя, в желании, чтоб она покрепче утвердилась во внутреннем человеке. Ибо тогда уже никакие волны не могут колебать ее, как твердый утес. Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. 29 ноября 84 г.

      1339. О причащении с доброю совестью   Милость Божия буди с вами! Благослови Господи вам причаститься Святых Христовых Таин. Чтобы не быть в грехе - надо грехи очистить покаянием, - и приступая, приступить с верою и страхом в сокрушении сердца, без мечтаний о каких-либо преимуществах пред другими непричащающимися, а всегда со смиренными и самоуничиженными чувствами.

- Главное иметь - желание и ревность угождать Богу, а не себе. Ибо и добро делая можно себе угождать. Благослови вас Господи! Ваш богомолец Е. Феофан.     1340. Средства к возгреванию в себе благодати Св. Духа. Похвала военному званию   Милость Божия буди с вами! Благодать Духа Святого с нами с момента крещения и миропомазания.

Молитвы церковные, домашние, труды подвижничества и доброделания - развивают сей дар и дают ему простор действовать в нас. Лучшее к тому средство - сердечная молитва, которую и саму надо считать плодом Духа, и вместе привлекательницею Духа. В этом смысле и церковная о Духе Святом молитва имеется привлекательницею Духа. Детей ваших - воина настоящего и будущего благослови Господи.

Военный путь самый хороший - чистый, честный, самоотверженный. Господь да утешает вас Своими утешениями в том, что приходится вам терпеть. Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.   1341. Лучший способ предохранять себя от влечения к земному   Милость Божия буди с вами! Дух наш восстановляется благодатию Божиею в силе противостоять влечениям к земле со стороны души и тела. Он и восстановлен уже в христианах.

Но невнимание к нему и к делу его делает то, что земное успевает увлекать нас и как туманом заслонять небо. Лучший способ, как подкреплять дух наш в его борьбе с душою и телом - при влечениях к земному, есть память об исходе и о последующем за ним суде и предрешении участи нашей. Потрудитесь поставить себя в состояние умирающей - сей час, - и сей час имеющей предстать на суд, - и вместе с тем возбудить соответственные тому чувства, - и смотрите, что будет?

Полагаю, что все нити земные этим будут порваны, - и в сердце останется одно вопияние: о Господи! Спаси же! - Научите сему и Черничку. Ничто так не оживляет страха Божия со всеми плодами его, как поставление себя в сие состояние и возчувствование того. Надо теребить свое сердце разными возбудительными помышлениями. А так оставлять его - оно зарастет тернием и волчцами - нечувствием, нерадением и невниманием.

Благослови Господи вашего гимназиста! Умница Беличка - чего ради себе не вздумает, все оставивше, поискать покоя в Господе Иисусе Христе, в Коем все сокровища, душу удовлетворяющие, сокрыты. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.     1342. Должно благодарить Бога и за геенну. Отрешиться от греха в нашей власти   Милость Божия буди с вами!

Очень рад, что гимназист ваш доставил вам удовольствие. Как св. отец благодарен за геенну?! - По сознанию, сколь великое для нас благо в том, что Бог открыл нам о геенне. Если и зная, что есть геенна, мы так беспечно грешим, что бы было, если б не знали о том? - Теперь все же иной грешит - грешит, - и призадумается. В нашей ли власти отрешиться? - В нашей. Если захочешь, все сможешь.

Ибо если захочешь, взыщешь, взыскав, взмолишься, - взмолившись помощь получишь, - а с сею помощью все возможно. Так говорит Апостол: все могу о укрепляющем мя Христе Господе. Но конечно - не вяло надо просить и не кое-как надеяться, - а то и другое сильно, глубоко, вседушно. Здоровье мое исправно. Глаз пока еще держится. Спасайтесь! Благослови вас Господи и красавиц ваших! Ваш богомолец Е. Феофан.     1343. Сущим в болезни.