НИ-КА | «Плоть и дух»

Рассуждение не под всякой статьей полагается потому, что под другими статьями сходный материал имеется, и поэтому читатель отсылается к рассуждениям на другие темы. Здесь не обсуждаются пороки для всех гнусные, как-то: убийство, разбой, грабеж, насилие, прелюбодеяние, блуд и прочие им подобные потому, что все их за великие пороки признают; а только рассматриваются некоторые пороки, которые люди, особенно нынешнего века, или за малые или почти и вовсе запороки не признают, но которые не меньше, чем вышеперечисленные, спасению препятствуют, да и других тяжких бед виною бывают, как-то: злоба, зависть, лихоимство, сребролюбие, злословие, как видеть можно ниже.

Полагается здесь, в чем состоит христианская обязанность, общая и взаимная, которая требует от нас веры, надежды и любви; также полагаются плоды любви, то есть: милость, примирение с ближним, прощение согрешений ближнему, презрение мира, терпение и прочее. В некоторых местах изображается только сущность учения св. Златоуста, а не точные слова святого учителя полагаются.

Рассуждение полагается просто и кратко: просто — для лучшего понимания простым народом; кратко чтобы не скучно было читателю чаще прочитывать. Если кому покажется в каком-либо рассуждении нечто грубое, тому охотно объявляю, что здесь ищется польза, а не услаждение; спасение, а не человекоугодие. Если же кто, имеющий просвещенный разум, сверх ожидания найдет что-то достойное исправления, то эту ошибку скудоумию моему, а не воле моей приписать прошу.

Спасайся о Христе, любезный брат.         I. ПЛОТЬ И ДУХ «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим 8:5—8). «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8:9). «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим 8:12—13). «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим 8:14).

«Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим 13:14). «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал 5:16—17). «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22—23).

«Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал 6:8).         Рассуждение о плоти и духе В человеке, христианскую веру воспринявшем, два закона обретаются: закон плоти и закон духа, или закон телесный и закон ума, как изобразил святой апостол Павел, говоря: «В членах моих (телесных)

вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего» (Рим. 7:23). Или, как тот же апостол говорит, (противопоставля¬ются в человеке) плоть и дух: «Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся» (Гал 5:17).         Различие закона плоти и закона духа Между этими законами непрестанная брань: что один хочет, от того другой отвращается, — что плоть хочет, того дух не хочет.

Плоть хочет гордиться, величаться, превозноситься, но дух смиренномудрствовать. Плоть хочет в славе и чести быть, дух же «все почитать за сор» (Флп 3:8). Плоть хочет покоиться, дух же бодрствовать, трудиться. Плоть хочет праздновать, пьянствовать, веселиться, а дух воздерживаться, поститься, о грехах сетовать.

Плоть хочет врагам своим мстить, а дух — любить врагов, добро творить ненавидящим. Плоть хочет чужое похищать, а дух и свое раздавать требующим. Плоть хочет сладострастиям своим угождать, а дух целомудрствовать. Плоть хочет во всем волю свою исполнять, а дух волю Божию. Так и в прочем плоть и дух противятся между собой.

        Различие плотского и духовного мудрования От этих двух противоположностей двоякое противоположное мудрование бывает: мудрование плотское и мудрование духовное. Плотское мудрование — такое, когда делается то, что хочет плоть; духовное мудрование когда делается то, что дух хочет. Мудрование плотское — это гордость, высокоумие, сластолюбие, невоздержание, блуд, нечистота, сребролюбие, хищение, роптание, злословие, вражда, ссора, злопамятство, месть и прочее, что закону Божию противится.

Мудрование духовное — это смирение, воздержание, целомудрие, чистота, терпение, мир, кротость, непамятозлобие и прочее, что закон Божий хочет. От двух же этих противоположных мудрований двоякий и противоположный человек бывает: плотской и духовный. Кто что мудрствует, таким и человеком называется. Кто плоть слушает и плотское мудрствует, тот плотским человеком называется; кто духу следует и плоть покоряет духу, тот духовный.

        Признаки плотского и духовного человека Плотской человек весь ум свой и замыслы имеет только к приобретению временного, а духовный всегда стремится к вечному. Плотской человек звание свое проходит для одного своего временного прибытка, а духовный трудится во славу Божию и для пользы ближнего.

Плотской человек, если что достойное похвалы сделает, в этом веке ищет награждения; а духовный от Бога ожидает за добродетель в будущем веке воздаяния. Плотской человек, хотя и делает похвальное, но делает это ради тщеславия и приобретения суетной славы, а духовный все намерение простирает во славу Божию и в надежду жизни вечной.