НИ-КА | «Плоть и дух»

вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего» (Рим. 7:23). Или, как тот же апостол говорит, (противопоставля¬ются в человеке) плоть и дух: «Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся» (Гал 5:17).         Различие закона плоти и закона духа Между этими законами непрестанная брань: что один хочет, от того другой отвращается, — что плоть хочет, того дух не хочет.

Плоть хочет гордиться, величаться, превозноситься, но дух смиренномудрствовать. Плоть хочет в славе и чести быть, дух же «все почитать за сор» (Флп 3:8). Плоть хочет покоиться, дух же бодрствовать, трудиться. Плоть хочет праздновать, пьянствовать, веселиться, а дух воздерживаться, поститься, о грехах сетовать.

Плоть хочет врагам своим мстить, а дух — любить врагов, добро творить ненавидящим. Плоть хочет чужое похищать, а дух и свое раздавать требующим. Плоть хочет сладострастиям своим угождать, а дух целомудрствовать. Плоть хочет во всем волю свою исполнять, а дух волю Божию. Так и в прочем плоть и дух противятся между собой.

        Различие плотского и духовного мудрования От этих двух противоположностей двоякое противоположное мудрование бывает: мудрование плотское и мудрование духовное. Плотское мудрование — такое, когда делается то, что хочет плоть; духовное мудрование когда делается то, что дух хочет. Мудрование плотское — это гордость, высокоумие, сластолюбие, невоздержание, блуд, нечистота, сребролюбие, хищение, роптание, злословие, вражда, ссора, злопамятство, месть и прочее, что закону Божию противится.

Мудрование духовное — это смирение, воздержание, целомудрие, чистота, терпение, мир, кротость, непамятозлобие и прочее, что закон Божий хочет. От двух же этих противоположных мудрований двоякий и противоположный человек бывает: плотской и духовный. Кто что мудрствует, таким и человеком называется. Кто плоть слушает и плотское мудрствует, тот плотским человеком называется; кто духу следует и плоть покоряет духу, тот духовный.

        Признаки плотского и духовного человека Плотской человек весь ум свой и замыслы имеет только к приобретению временного, а духовный всегда стремится к вечному. Плотской человек звание свое проходит для одного своего временного прибытка, а духовный трудится во славу Божию и для пользы ближнего.

Плотской человек, если что достойное похвалы сделает, в этом веке ищет награждения; а духовный от Бога ожидает за добродетель в будущем веке воздаяния. Плотской человек, хотя и делает похвальное, но делает это ради тщеславия и приобретения суетной славы, а духовный все намерение простирает во славу Божию и в надежду жизни вечной.

Плотской человек перед всеми гордится, возносится, ему никто не равен, выше всех себя ставит, всех презирает, а духовный — пред Богом и людьми смиряется. Плотской человек не терпит в презрении быть, а духовный с охотой это принимает. Плотской человек хулящего хулит, укоряющего укоряет, злословящего злословит, ненавидящего ненавидит, а духовный, когда хулят его, утешается, когда гонят, терпит, клянущего благословляет, добро творит ненавидящему.

Плотской человек не любит и ближнего, а духовный и от врагов своих любви своей не отъемлет. Плотской человек злопамятен, и за малую обиду ищет отмщения, а духовный и за отнимающих жизнь у него молится: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян 7:60). Плотской человек коварно, лестно, хитро со всяким поступает; а духовный со всеми простосердечным является.

Плотской человек чужое грабит и похищает, крадет; а духовный и от своего уделяет требующим. Плотской человек непримирим, а духовный и с ненавидящими мира бывает мирен. Плотской человек склонностям и вожделениям нечистым следует, а духовный — чистоте и целомудрию прилежит. Плотской человек разум свой употребляет всегда или для своей корысти, или на разорение ближнего, а духовный все свое старание полагает на созидание братии своей.

И потому плотской человек для общества вреден, а духов¬ный полезен. Плотской человек всякий грех за ничто ставит, а духовный от всякого и малейшего греха бежит, как от лица змеиного. Плотской человек надежду свою возлагает на честь, на богатство, на силу свою, на своих покровителей, а духовный упование свое возлагает на помощь Вышнего и милостивый Промысл Творца своего.

Плотской человек больше всего опасается лишиться чести, богатства, изгнанным быть, а духовный на все это с охотой, или великодушием, готовым себя показывает. Плотской человек не хочет с этим светом расстаться, а духовный с радостью желает разрешиться от телесных уз.         Конец плотского и духовного человека Плотскому человеку смерть страшна: «Смерть грешников люта», — говорит Псаломник (Пс 33:22), а духовному — мирна.

Плотской, умирая временно, умирает и вечно: Помышления плотские суть смерть, — говорит апостол. А духовный чрез эту смерть к вечной приходит жизни, ибо помышления духовные — жизнь и мир, — говорит тот же апостол. Пособие в подвиге против закона плотского или против плоти Первое. Божия благодать, без которой не можем добра творить.

Без Меня не можете делать ничего, — Христос к апостолам говорит. Благодать Божия усердной, частой и смиренной молитвой испрашивается. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отво¬рят вам, — говорит Христос» (Мф 7:7). Второе. Стараться прилежно против природной злобы стоять и понуждать себя к добру, «ибо употребляющие усилие восхищают царствие небесное, — говорит Христос» (Мф 11:12). Третье. Доброе в младых летах воспитание иметь. Ибо от воспитания вся жизнь зависит. Четвертое.