НИ-КА | «Плоть и дух»

Помышлять, что за преступление закона Божия и временная посылается от Бога казнь. Пятое. Помышлять и твердо знать, что желающему и старающемуся ничто не неудобно, ибо Бог всемогущий помогает желающим и старающимся. Шестое. Или подвизаться против греха и со Христом здесь и в будущем веке иметь участие в царствии Его, или покоряться греху и с дьяволом осужденным быть на веки бесконечные: одно из двух следует непременно. (

Об этом еще смотри в рассуждении о грехе).         II. ГРЕХ «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34). «Сделанный грех рождает смерть» (Иак 1:15). «Всякий, пребывающий в Нем (Христе), не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» (1 Ин 3:6). «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин 3:8).

«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин 3:9). «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим 6:12). «Грех не должен над вами господствовать» (Рим 6:14). «Возмездие за грех — смерть» (Рим 6:23).

        Святой Златоуст об этом Грехи — причина всех зол (Беседа 7 о пока¬янии). Грех — это болезнь души (Беседа о расслаб¬ленном на 3 гл. Книги Бытия) Грех только один вред человеку приносит (На Пс139). Грех делает людей скотами (На Пс 139). Грех — это крайнее пьянство и великое зло (На Пс12). Нет ничего тяжелее греха (На Пс 124). Грех — это проказа (Беседа 25 на евангелиста Матфея, гл.7).

Грех — это тяжкое расслабление (Беседа 67 на евангелиста Матфея, гл. 21). Греху служить — претяжко и пренесносно (Беседа 54 на евангелиста Иоанна, гл. 8). Лучше нагому ходить, чем обремененному грехами (Беседа 5 на евангелиста Иоанна, гл. 1). Нет ничего более скверного и нечистого, как то, что от греха (Беседа 52 на евангелиста Иоанна, гл. 7). Грех злее демона (Беседа 41 на Деяния апостольские, гл. 9). Грех — корень смерти (Беседа 10 на Послание к коринфянам, гл. 5).

Грех есть демон самопроизвольный и безумие добровольное (Беседа 28 на Послание к римлянам, гл. 15).         Рассуждение о грехе Что такое грех и какое это великое зло, святой Златоуст учит. Здесь приводятся причины, почему грех — великое зло. Первая. Всяким грехом оскорбляется величество Божие. Вторая.

Человек, когда грешит, более почитает страсть и похоть свою, чем закон Божий, и потому Самого бесконечного, преблагого, праведного и вечного Бога прогневляет: как это тяжко, всякий может видеть. Третья. Ради истребления греха Сын Божий пришел в мир и такие страшные страсти и смерть поносную претерпел. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин3:8). Четвертая.

Грех отлучает человека от Бога и лишает его благодати Божией. К такому человеку Бог говорит: «Вот оставляется вам дом ваш пуст» (Мф 23:38). Пятая. Душа, лишившаяся Бога и Его благодати, умирает, согласно Писанию: «Душа согрешающая умрет» (Иез 18:4). Ибо как умирает тело, когда душа его оставляет, так умирает душа, когда ее Бог оставляет.

Горе же душе, лишившейся Бога, ибо обладаема бывает дьяволом и потому подвергается всякому злополучию. Шестая. По содеянии греха непрестанно мучает грешника совесть, что всякой беды тяжелее; страх некий внутренний бывает, как с Каином случилось. Седьмая. За грех бывают временные наказания: голод, пожары, войны, болезни, землетрясения и прочее.

«Смерть, убийство, ссора, меч, бедствия, голод, сокрушение и удары, — все это для беззаконных создано» (Сир 40:9). Восьмая. За грех уготована вечная мука.         Пособие к избежанию греха Первое. Молитва частая, смиренная, прилежная, с сокрушением сердца. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение, — говорит Христос» (Мф 26:41). Второе.

Память смертная: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир 7:39). По смерти суд Христов: от суда — или в муку вечную, или в блаженство вечное будет определение. За подвиг веры, которая Христа умершего и воскресшего из мертвых превозносит, и с помощью Него против греха подвизается, — блаженство вечное; за грех — мука вечная. Третье.

Избегать случаев, которые приводят к греху, злых бесед; слух, зрение беречь, храниться от соблазнов. Четвертое. Беречься и от самых малых грехов, поскольку малые ведут к большим. Пятое. Помнить, что грех — временная сласть, а за него вечная мука будет. Шестое. Иметь Бога всегда перед собою, помышлять, что Он везде присутствует и все видит, и каждому воздает по делам, и может согрешающего в тот же час поразить праведным судом. Седьмое.

Приводить на память примеры наказаний за грехи, как-то: бывший всемирный страшный потоп; сожженные Содом и Гоморру; израильтян, пораженных в пустыни, и прочее. Восьмое. Помышлять, что за грехи наши Христос Сын Божий мучен был и умер. Тебе ли делать то, за что Христос такие страсти претерпел, и грехами «снова Сына Божия распинать» (Евр 6:6)? Страшно это и жалко. Девятое.

Смотреть и на ныне бываемые казни Божии за грехи. Десятое. Читать или слушать часто и прилежно святое Божие слово и ему внимать. Одиннадцатое. Не смотреть, что люди делают, но что закон Божий учит и в Церкви проповедуется. Двенадцатое. Прочитывать жития святых, против греха подвизавшихся, и им в том подражать.         III.