Таисия (Карцова), монахиня
• В 1504 г. святитель поселился вновь в Чудовом монастыре.
Преподобный Галактион Белоезерский (Белозерский) (+ 1506)
Память его празднуется 12 янв. вместе с памятью его наставника прп. Мартиниана
Прп. Галактион был учеником прп. Мартиниана и носил своего настоятеля на руках в церковь, когда силы того совершенно ослабели от старости. Он избрал путь юродства Христа ради и сподобился дара прозорливости. Однажды братия при нем хвалили новую трапезную. Прп. Галактион сказал: «Добра, да недолговечна». На другой же день она сгорела. Братия опасались за деревянную колокольню, но преподобный сказал: «Эта не сгорит!» И она уцелела. В разгар пожара он вошел в пылавшую келью архиепископа Иосафа и вынес оттуда драгоценную церковную вещь, о которой архиепископ очень скорбел. Один брат помышлял бежать из монастыря. Провидя его намерение, преподобный сказал ему: «Никто не может избежать сетей лукавого!» Брат оставил свое намерение и впоследствии тридцать лет был настоятелем монастыря. В 1506 г. прп. Галактион предсказал, что у бездетного тогда еще вел. князя Василия III родится сын, который покорит Казань. В 1530 г. у него действительно родился сын Иоанн, который в 1552 г. покорил Казань,– и тогда только вспомнили это предсказание.
Иноку Савватию преподобный предсказал, что он скончается скоро после него, и действительно этот инок жил после прп. Галактиона только 8 дней.
Преподобный подвизался в Ферапонтовом монастыре более 20 лет.
Скончался преподобный Галактион в 1506 г. и почивает под спудом рядом со своим наставником прп.Мартинианом.
Преподобный Нил Сорский (+ 1508)
Память его празднуется 7 мая в день преставления и в 3ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых
Прп. Нил Сорский, в миру Николай Майков, происходил из дворянского рода и в молодости был на государственной службе. Он рано поступил в КиримлоБелозерский монастырь, где духовно сблизился с настоятелем его, старцем Паисием Ярославовым, который в свое время отказался от митрополичьей кафедры. Дружба их продолжалась до самой их кончины.
Чтобы лучше изучить монашеский подвиг, он с учеником своим, прп. Иннокентием (память его 19 марта), посетил Восток, Афон и Константинополь и был там в общении с подвижниками, учениками прпп. Григория Синаита и Григория Паламы. По возвращении он основал в 15 верстах от Кириллова монастыря, на реке Соре, первый в России скит и дал ему устав.
Место, избранное им, полюбилось ему потому, что оно было, по его словам, «мирским маловходно».
Оно было низко и так окружено болотистыми мхами, что для сооружения скита пришлось нанести целую гору земли. «Было оно,– по словам посетившего его царя Иоанна Васильевича IV, – уныло и плачевно всем». То же впечатление вынес от Ниловой пустыни исследователь старины XIX в. С. П. Шевырев. Он писал: «Дико, пусто и мрачно то место, где Нилом был сооружен скит. Почва ровная, но болотистая, кругом лес, более хвойный, чем лиственный. Река Сора, или Сорка, давшая прозвище угоднику Божию, не вьется, а тянется и похожа более на стоячую, нежели текучую воду. Среди различных угодий, которыми изобильна счастливая природа стран Белоезерских, трудно отыскать место более грустное и уединенное, чем эта пустыня...»
Настоятелем этого скита по общему желанию братии стал прп. Нил. Сам он не хотел этого. Но с самой глубокой древности, по словам святоотеческих книг, избирались настоятели опытные в духовной жизни. Это было необходимое условие для духовного процветания монастырей.
Устав, составленный прп. Нилом своим ученикам, имеет глубокое значение и для нашего времени.
Устав получил название «Предание», в нем прп. Нил учит, что истинный монах должен образовать себя через жизнь по евангельским заповедям, духовное чтение и молитву. Начав с обыкновенной усердной устной молитвы, монах приобретает, если на то есть воля Божия, непрестанную внутреннюю молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Это и есть память Божия. С ней вместе даруется Богом сердце сокрушенное и смиренное, то есть покаяние. Но добиваться самому, без помощи благодати Божией, такой высокой молитвы не следует. Она есть плод той же усердной молитвы, но устной. Она есть дар Божий. Также не следует самовольно стремиться к отшельнической жизни. Никто не должен говорить: «Ныне невозможно жить по Писанию и следовать святым отцам». Но надо всеми силами стараться подражать им. Тем, кто обращался к нему за советом, прп. Нил отвечал евангельским и святоотческим учением. Это давало словам его особую силу.
Так делали наставники монашества и в наше время, например оптинские старцы. «Старцем» назывался в монастырях опытный в духовной жизни монах, которому было поручено духовное руководство братии. В женских монастырях были старицы. Прп. Нил учил ежедневно открывать старцу малейшие свои мысли и грехи. Духовная польза от такой исповеди была столь велика, что даже опытные монахи ее не оставляли. Прп. Нил настаивал также на монашеской нищете во исполнение обета нестяжания. Монастыри, по его учению, должны питаться работой братии и не иметь никакой собственности. В крайнем случае прп. Нил разрешает принимать подаяние от мирян, но только умеренное. Церковь в скиту его была деревянная, простая, без украшений, согласно учению древних отцов. Ризница и утварь были самые простые. Скитяне, числом 12, жили по одному в маленьких, тесных кельях, на большом расстоянии один от другого, и только в канун воскресного дня и больших праздников они собирались все в церковь.