Таисия (Карцова), монахиня

Память его празднуется 16 марта в день преставления, в 3ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых

Святитель Серапион родился в богатой крестьянской семье  и получил образование, общее всем детям того времени. Он стал священником своего села и, овдовев, постригся, но прихода своего не оставил и только по кончине своих родителей ушел в Дубенский Успенский монастырь,  был там настоятелем, а впоследствии стал настоятелем ТроицеСергиевой лавры. В это время он добился помилования 3 невинных женщин, осужденных на сожжение. Во время собора 1504 г. он отстаивал право монастырей владеть землями ради дел милосердия, а в 1506 г. был назначен архиепископом Новгородским. Это были тяжкие времена. В Новгороде в одну осень умерло от страшного мора более 15 тысяч человек; потом во время бури разразился страшный пожар и сгорело более 3 тысяч человек, и многие, бросаясь в воду, потонули. Тогда святитель Серапион приказал воздвигнуть однодневную церковь; он устраивал крестные ходы и, молясь, плакал так, что не мог произнести ни одного слова; он сам отпевал мертвых. Во время одного из этих крестных ходов ои совершил три исцеления. В праздник Успения Божией Матери он исцелил на глазах множества людей расслабленного, ползавшего на руках и коленях, сказав ему: «Во имя Господа нашего Иисуса

Христа встань на ноги!» Убогий тотчас же встал и подошел к нему под благословение. Ученику своему, Иакову, святитель предсказал настоятельство в ТроицеСергиевой лавре (15151520).

Последние годы жизни святителя Серапиона были омрачены тяжелым испытанием: волоколамский князь Борис притеснял монастырь прп. Иосифа (память его 9 сент). Монастырь этот принадлежал к Новгородской епархии, но в Новгороде был мор, и посланец прп. Иосифа не был пропущен в город к архиепископу. Тогда прп. Иосиф обратился за помощью к вел. князю московскому. Вел. князь взял прп. Иосифа под свое покровительство, успокоив тем, что в отношении его к архиепископу ничто не изменилось, и обещал ему быть посредником между ним и владыкой, как только сношение с Новгородом сделается возможным. Однако же, узнав о происшедшем, святитель Серапион так огорчился, что отказался принять старца, отказался выслушать его объяснения и наложил на него запрещения. Тогда прп. Иосиф обратился к Собору, и дело кончилось тем, что архиепископ был низложен, запрещен и заточен в СпасоАндроников монастырь.  Новгородцы были неутешны. Но в 1511 г. он примирился с митрополитом Московским и с прп. Иосифом и провел последние годы своей жизни в молитвенных подвигах в ТроицеСергиевой лавре, окруженный всеобщим почитанием.

В 1515 г., провидя духом кончину прп. Иосифа, прозорливый святитель сказал: «Брат наш Иосиф преставился, да простит ему Господь Бог!» Сам он скончался 16 марта 1516 г., со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой!» При этом лицо его просияло необыкновенной радостью. К лику святых святитель Серапион был причислен в 1559 г., когда святые мощи его были обретены нетленными; при этом произошли два исцеления. В 1608 г. во время осады ТроицеСергиевой лавры видели святителя Серапиона молящимся с воздетыми руками пред иконой Пресвятой Богородицы со словами: «О всепетая Мати, от всякия скорби избави нас!»

• Святитель родился в с. Пехорка недалеко от Москвы. Постриг принял в Дубенском Успенском монастыре, основанном св. Димитрием Донским (память его 19 мая) на месте, указанном ему прп. Сергием Радонежским (память его 25 сент), в 40 верстах от ТроицеСергиевой лавры, а 15 янв. 1506 г. хиротонисан в архиепископа Новгородского.

• После отлучения свт. Серапионом прп. Иосифа Волоцкого (память его 9 сент.) соборным решением архипастырей свт. Серапиону было определено пребывать в СпасоАндрониковой монастыре, что на левом берегу Яузы в окрестностях Москвы (ныне в черте города).

• Нетленные мощи свт. Серапиона были обретены 7 стр. на следующий год после преставления.

Преподобный Давид Серпуховский (+ 1520)

Память его празднуется 18 оюп. в день преставления

Прп. Давид полагал начало монашескому житию под надзором прп. Пафнутия Боровского (память его 1 мая), в его обители. Потом подвизался в безмолвном уединении. В 1515 г. построил на реке Лопасне, в 23 верстах от Серпухова, храм Вознесения Господня и тем положил начало пустынной обители, известной под именем Давидовой Вознесенской пустыни. Мощи старца, почившего 18 октября 1520 г., почивают в соборном каменном храме обители, где хранится и гроб прп. Моисея Угрина, подвижника Печерского.