Таисия (Карцова), монахиня
Память его празднуется 15 авг. в день преставления, 19 янв. в день тезоименитства с прп. Макарием Великим, Египетским (+ 390) и в 3ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых
Прп. Макарий родился в конце XV в. в Риме, в богатой и знатной итальянской семье. Он получил блестящее образование, и перед ним открывалась самая замечательная будущность. Но не это занимало его. Это было время Реформации, то есть западного церковного раскола, глубоко его огорчившего, а родной его город Рим утопал в роскоши и распущенности. А между тем мысли о спасении души поглощали юношу. Он искал разрешения мучащего его вопроса в чтении Священного Писания и святоотеческих творений. И Господь указал ему путь к спасению – Восточную Православную Церковь. Он оставил родину тайно, ночью, в одежде бедного странника, с посохом в руках. Все свои деньги он заблаговременно раздал бедным и ушел сам бедняком, покидая свою семью и всех близких. Труден был его путь в совершенно неизвестную ему северную Россию. Наконец он достиг Новгорода, где 400 лет назад его соотечественник, прп. Антоний (память его 3 авг.), судьба которого была так похожа на его собственную, положил основание русскому северному монашеству.
Сильно полюбился пришельцу Новгород с его многочисленными храмами и монастырями, строгой жизнью иноков и общим патриархальным укладом жизни. Он обошел все его святыни и наконец достиг берегов Свири, где прп. Александр (память его 30 авг.) основал СвятоТроицкий монастырь. Он ласково принял чужестранца, присоединил его к Православию, принял его в число своих послушников и наконец постриг с наречением ему имени Макарий. Но все мысли нового инока, подобно мыслям его собратий, были устремлены к отшельничеству. Он еще раз посетил новгородские святыни и потом избрал себе для безмолвия небольшой островок на болотистых берегах речки Лезны, в дремучем лесу. Место это находится в 65 верстах от Новгорода и в 75 от Петербурга. Там он предался непрестанной молитве и монашеским подвигам.
Тяжки должны были быть они для уроженца солнечной Италии: суровы были там зимы, жарко и сыро короткое лето с тучами комаров. Питался отшельник лесными ягодами, травами и кореньями. К нему приходили медведи, и он ласкал и кормил их. Однажды к нему в келью постучали, он отворил дверь, и к нему вошли изнемогающие заблудившиеся путники. «Если бы не твои молитвы, человек Божий, – сказали они ему, – мы бы никогда не нашли твою келью и погибли бы в этих болотах, где мы охотились!» – «Не мои грешные молитвы, а благодать Божия привела вас сюда»,– тихо ответил им старец. Он обласкал их, накормил своей скудной трапезой и после короткой беседы помолился с ними и указал им безопасную дорогу, которая вывела их из болот. Охотникам святой отшельник показался ангелом. Они были потрясены его смирением и особенно долготерпением в перенесении трудов подвижнической жизни.
Так прп. Макарий стал известен людям. К нему стали приходить за советом, благословением и молитвой. В духовной помощи он никому не отказывал, но безмолвие его было нарушено, а слава только тяготила его служение. Тогда он ушел глубже в лес и на берегу той же Лезны устроил себе другую келью. Но тут воля Божия сказалась явно. Над его новой кельей стали видеть то огненный столп, то благоуханное облако, поднимавшееся к небу. И люди снова нашли его. И многие стали просить благословения поселиться с ним. «Да будет воля Божия», – сказал преподобный. Тогда воздвигли церковь во имя Успения Божией Матери и кельи для братии, и архиепископ Новгородский Макарий рукоположил преподобного и поставил его игуменом нового монастыря. Было это около 1540 г. Прп. Макарий достиг благодарных даров прозорливости и чудотворения, а в частых своих посмертных явлениях болящим он благословлял им брать воду из ископанного им источника и пить ее. И больные исцелялись. Перед кончиной своей прп. Макарий вернулся в свой любимый первоначальный скит и там предал душу свою Господу.
Было это 15 августа 1550 г., в самый праздник Успения Божией Матери. Братия погребла его около Успенской церкви и воздвигла вторую, во имя прп. Савватия Соловецкого (память его 27 сент.). В завещании своем прп. Макарий заповедал братии строго соблюдать устав, заниматься благовестием Евангелия и заботиться о духовном просвещении и нуждах местных жителей. И завещание это строго соблюдалось.
Пустынь прп. Макария была всегда малочисленной и бедной. В течение веков она перенесла много злоключений и к середине XIX в. представляла собой почти развалины. Но местные жители благоговейно помнили ее святого основателя и в дни его памяти 19 января и 15 августа собирались в нее тысячами. Они продолжали брать чудотворную воду, пить ее и уносить с собой. Наконец в 1894 г. Макарьевская пустынь была возобновлена миссионером Арсением и стала миссионерским монастырем со строгим Афонским уставом. Она принадлежала к тем малоизвестным небольшим монастырям, которых было много и которые имели громадное значение для своей местности.
Последним ее настоятелем был замечательный подвижник, прозорливый старец архиепископ Макарий . Когда в 1932 г. Макарьевская пустынь была, подобно всем русским монастырям, насильственно закрыта, владыка был сослан в концентрационный лагерь и после освобождения скрывался, руководя своими духовными детьми, постригая и рукополагая достойных. Во время Второй мировой войны он жил в ПсковоПечорском монастыре во время немецкой оккупации. 1 апреля 1944 г., когда в небе появились советские самолеты, братия скрылась в убежище. Но владыка Макарий спокойно остался в своей келье в трапезном корпусе, погруженный в молитву. После бомбардировки его нашли перед аналоем, убитого осколком бомбы. Евангелие и Часослов на аналое были залиты его кровью. Его погребли в пещерах, по имени которых был назван монастырь.
• Прп. Макария Римлянина называют иногда Лезневским или Грезневским – по месту, где он подвизался и где была основана Макарьевская пустынь. В 1764 г. обитель была упразднена, в 1894 г. на ее месте учрежден Воскресенский монастырь (Новгородская епархия).
Мученики Петр и Стефан Казанские (+ 1552)
Память их празднуется 24 марта в день гибели
В 1552 г. к протопопу Тимофею, привезшему в город Свияжск послание митрополита Московского, пришел татарин и заявил, что он был чудесно исцелен, и дал обет креститься. Протопоп наставил его в христианской вере, велев ему быть верным Христу до смерти, и крестил с наречением ему имени Стефан. В знак своей верности новообращенный вырвал клок своей бороды и сказал, что так даст себя разорвать на части. За открытую и смелую проповедь Христа он был единоплеменниками своими изрублен в куски, а дом его сожжен. В тот же год был убит толпою мусульман новокрещеный татарин Петр, На его могиле был воздвигнут храм Воскресения Христова.