Таисия (Карцова), монахиня
Прп. Арсений, в миру Амвросий, родился во Ржеве и был кожевником. Родители его женили, но через 20 дней он оставил семью и ушел в Новгород. Там он сблизился с боярином Феодором Сырковым, известным храмоздателем и благотворителем монастырей (в 10 верстах от города находился также основанный им Сырков монастырь), по совету его постригся и основал монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и подвизался в нем в затворе. Он носил вериги, одевался в рубище, иногда юродствовал. Провидя бедственную судьбу родного города, он непрестанно проливал о нем слезы. В 1570 г.
Новгород был разгромлен царем Иоанном Грозным, и среди прочих граждан погиб и боярин Сырков (см. житие прп. Мартирия – 1 марта), но обитель прп. Арсения царь пощадил. Он не раз посещал преподобного и без гнева выслушивал его обличения. Один прп. Арсений имел смелость быть защитником несчастного города. Царю он отказал в благословении и не принял его даров. Разорив Новгород, царь решил подвергнуть той же участи и Псков и пришел звать праведника с собой. «Насытился ли кровью, зверь кровожадный? – спросил его святой. – Кто может благословить тебя и кто может молить Бога о мучителе, облитом кровью христианской? Много душ неповинных послал ты в Царствие Небесное, а сам не узришь его. И еще замышляешь новое кровопролитие». Царь уверял его, что не сделает зла городу, если не найдет в нем измены. «И ты сам, отче, будешь свидетелем тому», – добавил он. «Пусть будет по слову твоему, – отвечал Арсений. – Завтра буду готов в путь с тобой и неотступно буду с тобой во Пскове!» На другой день сколько ни стучали в дверь прп. Арсения, он не отвечал. Ее разломали и нашли его скончавшимся, на коленях перед святыми иконами, со скрещенными руками и склоненной головой. Царь поехал во Псков, но знал, что имеет с собой неотступного невидимого обличителя (см. житие св. прмч. Корнилия – 20 февр.).
• Ржев в Тверской земле при жизни св. подвижника уже входил в состав Московского княжества (ныне город в Тверской обл.). Обитель Рождества Пресвятой Богородицы, в которой подвизался и преставился преподобный, была расположена на торговой стороне Новгорода, на Ярославовом дворище, после упразднения монастыря – в синодальный период истории Церкви – осталась только церковь во имя женмироносиц.
• В одном древнем житии преподобный назван юродивым Христа ради, в некоторых святцах он характеризуется так, до сего времени.
Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские (+ ок. 1570)
Память их празднуется 24 июня и в 3ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых
Свв. отроки Иаков и Иоанн были родные братья, дети благочестивых Исидора и Варвары, живших в 60 верстах от Новгорода. Они скончались в юном возрасте. Почитаются в лике страстотерпцев; по обстоятельствам времени и места это означает, что они умерщвлены были злодеями. Святые мощи их почивали до нашего времени в Менюжской приходской церкви в окрестностях Новгорода. В то время она была церковью монастырской.
• Свв. отроки в рукописных святцах названы мучениками, св. Иаков умерщвлен в трехлетнем возрасте, а св. Иоанн в пятилетнем. Мученическая смерть последовала при св. митрополите Филиппе (+1569). Нетленные мощи обретены и положены под спуд между 1682– 1689 гг. в бывшей монастырской церкви в с. Менюж на р. Менюге, в 60 верстах от Новгорода.
Блаженный Николай Салос Псковский, Христа ради юродивый (+ 1576)
Память его празднуется 28 февр. в день преставления и в 3ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых