Таисия (Карцова), монахиня

Прп. Никандр, в миру Никон, родился в 1507 г. в благочестивой семье села Виделебья в Псковском краю. Отец его, Филипп, умер рано, старший брат Арсений ушел в монахи, и Никон жил вдвоем с матерью своей Анастасией. Когда ему минуло 17 лет, он уговорил мать свою раздать имущество бедным и церквам и поступить в монастырь, а сам пошел на поклонение святыням Псковского края. Его влекла к себе жизнь иноческая, особенно же пример прпп. Евфросина Спасоелеазарского (память его 15 мая) и Саввы Крыпецкого (память его 28 авг.).

Вернувшись с богомолья, он поступил на службу к псковскому купцу Филиппу и, живя у него, обучился грамоте по божественным книгам у одного диакона. Филипп полюбил смиренного и богобоязненного юношу. Но один благочестивый горожанин, Феодор Ситник, указал Никону в глухом лесу уединенную пустынь,  огражденную мшистыми болотами, и они ушли туда вдвоем подвизаться. Однажды, придя во Псков к литургии, Никон услышал в церкви голос: «Никон, раб Мой, иди в пустынь, указанную тебе благочестивым мужем Феодором, и там обретешь себе покой; и после тебя расширится место то, и многие на нем спасутся!» В сильной радости поспешил Никон обратно в свою пустынь, указанную ему теперь Самим Богом. По дороге его встретил блаженный Николай Псковский (память его 28 февр.) и предупредил о всех ожидающих его трудностях.

Прожил он здесь 15 лет, но, когда о нем узнали люди, он ушел в Крыпецкий монастырь прп. Саввы и там постригся с наречением ему имени Никандр. Феодор и Филипп поступили в тот же монастырь и скончались в нем иноками Феодосией и Филаретом. Об иноческой жизни прп. Никандр говорил так: «Пшеничному полю подобно иноческое житие. Оно требует частого дождя слезного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не иссыхало оно от зноя уныния и небрежности».

Тоскуя о своей пустыни, прп. Никандр скоро вернулся в нее и прожил в ней несколько лет, питаясь «ужевником» (видимо, дикой горчицей). Раз напали на него разбойники, ограбили и изранили его. Святой молился за них, но попущением Божиим злодеи утонули в реке. Уцелели двое; они пришли с покаянием и вернули награбленное. Преподобный принял их с любовью и учил оставить свой злой промысел, а разбойники разнесли о нем великую славу как о святом муже. Избегая ее, преподобный вернулся в монастырь, но подвижническую свою жизнь не прервал.

Он питался хлебом и водой, вкушая лишь раз в неделю вареную пищу. Ночи проводил без сна, часто в лесу, отдавая тело свое комарам и оводам на съедение, причем сам в это время прял шерсть и пел псалмы; утром же он всегда первым приходил в церковь. За подвиги его сделали пономарем, просфорником и, наконец, по общему желанию – келарем. Но послушание это, как связанное с властью, тяготило его, и он ушел на безмолвие за 4 версты от обители, на остров. Но и там стали приходить к нему за назиданием. Тогда, видя, что не уйти ему от славы человеческой, он решил вернуться в указанную ему Богом пустынь. По дороге его избили злые люди, и его еле спасли прохожие; святой же простил поднявших на него руку от всего сердца и спокойно продолжал свой путь. Затем он увидел двух волков и сказал, ударив жезлом: «Отыдите от меня, все делающие беззакония!» И звери исчезли.

В своей пустыни на этот раз преподобный прожил 32 года, до самой кончины, и 15 лет не видел никого. Наконец его нашел случайно охотник Петр Есюков и стал приходить за наставлениями. Преподобный предсказал, что над гробом его воздвигнется церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и что пустынь его расширится. Предсказал охотнику и рождение сына, что и сбылось скоро. Некоему Симеону преподобный велел постричься в чаянии близкой кончины; Симеон послушался и скоро мирно скончался.

Преподобный питался растениями и водой, спать не ложился, а дремал сидя, но, если к нему стучались, отвечал, как бы проснувшись от сна, – хотя, подходя к келье, слышали, что он молился.

Лицо его всегда сияло радостью и миром. Причащался он в соседнем монастыре в пятницу на шестой седмице Великого поста и сейчас же уходил в свою пустынь. Причащаться на Страстной или на Пасху он считал себя недостойным. Бесы поднимали шум, но он прогонял их чтением Псалтири. Раз медведь стал сильно чесаться о его крыльцо, сотрясая келью. Преподобный вышел и перекрестил его; медведь стал лизать ему ноги, а потом ушел. Страхования прекратились после явления ему прп. Александра Свирского, который сказал ему: «Не бойся, брат мой Никандр, с сего времени избавит тебя Господь от всех сетей вражеских».

Принесли к нему больного Назария, покрытого ранами. Преподобный перекрестил самую большую язву на груди. Больной заснул и проснулся здоровым, но преподобный запретил рассказывать это. У крестьянина Симеона Васильева украли лошадь; преподобный сказал, что лошадь вернется, но что он жалеет вора. Лошадь вернулась, но вор утонул, и преподобный долго поучал Симеона прощению обид.

За 8 лет до кончины прп. Никандр принял схиму. Порховскому диакону Петру, незадолго до кончины, он признался, что у него очень болели ноги, и, к ужасу своему, Петр увидел, что его ноги – одни обнаженные кости. Затем преподобный сказал, что он скоро скончается и что в это время поляки и литовцы осадят Псков и Порхов, но велел Петру не бояться прийти погребсти тело его и затем повторил свое пророчество о сооружении над гробом его церкви в честь Благовещения.

24 сентября 1581 г., со словами «Благословен Бог, тако изволивый, слава Тебе!», прп. Никандр скончался во время осады Пскова войсками Стефана Батория.

Похоронил его крестьянин Иоанн Долгий, пришедший к нему за наставлениями, и он же принес весть о его кончине в осажденный Порхов. Прошел Иоанн незамеченным. Тогда Петр убедил духовенство и граждан идти погребсти преподобного. Никто их не задержал. Не осталось забытым уединенное место подвигов прп. Никандра. Через 2 года над могилой его была воздвигнута церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а в 1585 г. там поселился один мирянин, который принял постриг с именем Исаия и стал первым игуменом создавшегося там монастыря. Мощи прп. Никандра были обретены нетленными в 1684 г., и он был причислен к лику святых

• Уроженец Псковской земли, Никон, ставший в иночестве прп. Никандром, начал пустынническую жизнь на р. Демьянке между Псковом и Порховом (в 10 верстах от Порхова). На месте подвигов основана Благовещенская Никандрова пустынь.