Orthodox Book in Golden-ship.ru

Огнем являются ярости и гнев, почему и называются они запальчивос­тью. Плотское вожделение тоже есть огонь, и огонь сильный, сожигающий дубравы и горы, ибо эта страсть не только обыкновенных людей сжигает, подобно дуб­равам, но и великих святых, заслуги которых и пред Богом, как горы; если охватит, то сжигает их до осно­вания (Пс. 82: 15).

Невоздержный язык апостол на­зывает также огнем: «Язык огнь, лепота неправды, опаляяся от геенны» (Иак. 3: 6). Грабеж и хищение чужого — тоже огонь, ибо чужие вещи, особенно же духовные, церковные, иноческие, которые, по свиде­тельству Отечника (Патерика) и Пролога, если по­явятся где, то сжигают все, как огонь, так что невоз­можно грабителю обогатиться чужим.

Точно так же и всякий грех, любимый и обыкновен­но совершаемый нами, есть огонь в недрах наших, сожигающий нас, согласно словам Приточника: «Ввяжет ли кто огнь в недра, риз своих не сожжет ли? Или на­ступит кто на углия огненная, ногу свою не сожжет ли?» (Притч. 6: 27, 28). Кто любит один грех, не сожжет ли он этим все свои добродетели?

Как мал этот огонь, но какие великие вещи он сожигает! Если же кто всю жизнь свою изнуряет грехами без покаяния, то не будет ли он осужден на вечное сожжение в неугасимом огне? Как, по словам апостола, «земле, непотребной, терние и волчец износящей, кончина есть пожжение» (Евр. 6: 8), так и для грешника будет участью огонь неугасимый в аде, возженный его непрестанными грехами.

Адский огонь называется неугасимым; таков действительно и есть, ибо он вечен и не может быть погашен никакими водами. Собери все, какие можно, источники, все колод­цы, озера и все поднебесные реки, вылей их на огонь, который пылает в геенне, вылей на него даже и всю во­ду превеликого океана, всю стихию водную, и ты не в состоянии будешь погасить хотя бы одну искру сего веч­ного и неугасимого огня.

«Огнь их не угаснет», — гово­рит Господь (Мк. 9: 44). Подумай теперь о себе, чело­век. О, как многократно ты прогневлял Бога смертным грехом; а ведь каждым отдельным грехом ты возжег в себе неугасимый огонь. Сколько грехов сделал ты, столь ко и языков огненных, геенских возжег в себе; а все они неугасимые. Что же ты будешь делать теперь?

Как ты из­бавишься от того вечного огня? Чем ты погасишь неуга­симые огненные языки? Ты можешь их угасить. Но чем же? Водами слезными, которые сильнее всех рек и моря для погашения неугасимого геенского огня. Чего не мо­жет сделать вся водная стихия, то в совершенстве свер­шает теплая слеза, исходящая из сокрушенного сердца. Как вы думаете, насколько велика была геенна ог­ненная, которую возжег в себе святой апостол Петр, троекратно отвергшись от Христа, Господа своего? Ведь этот грех (отвержение от Христа)

ничем иным не на­казывается, как неугасимою геенной огненной. Когда же пролил святой Петр теплые слезы из сокрушенного сердца и «изшед вон плакася горько» (Мф. 26: 75), тотчас не только угасил зажженную в нем геенну ог­ненную, но даже сподобился иметь ключи небесного царствия. О, как велика сила слез кающегося человека! О, прекрасная Давидова пепельная трапеза!

О, прекрас­ное питие Давидово, растворяемое слезами! Предложив любви вашей сию Давидову трапезу, я не думаю, чтобы она была кому-либо вкусна и приятна. Теперь же я предложу вам. второе кушанье, тесто хлеба ячменного, претворившегося в копье Гедеона, и горсть воды поднесу вам вместо водки для аппетита между ку­шаньями. Израильтяне были некогда крайне угнетаемы мадианитянами, и от многих бедствий они возопили к Богу.

Милосердуя о них, Бог дал им вождем сильного мужа, именем Гедеона, который, собрав силу израиль­скую, пошел на мадианитян; но Господь Бог велит ему не вести с собою большой силы на войну, но выбрать только лучших и мужественнейших воинов. Как же мог Гедеон узнать лучших и мужественнейших? Вот как возмог: по повелению Божию он привел всех к воде и повелел им пить.

Одни, упав на колени и склонив голо­ву к воде, пили воду из реки, как скот, другие же, чер­пая воду горстью, пили воду из горсти своей. Тогда раз­делил их всех Гедеон на две части. Пивших воду по-скотски он поставил на одну сторону, пивших же горстью — на другую. Оказалось, что пивших воду гор­стью было очень немного: всего триста человек; прочие же все пили по-скотски, погружая в воду лица с уста­ми.

Тогда повелел Бог Гедеону возвратить всех пивших по-скотски, а на войну взять только этих триста, и по­обещал, говоря: тремястами мужей, пивших воду гор­стью, Я спасу вас и предам мадианитян в твои руки. Внимайте, служители: горсть воды оказалась причи­ной спасения и одоления врагов; горстью воды сделались сильны для победы врага триста мужей. В чем тайна се­го, вникнем.

Вода — это жизнь человеческая на земле, согласно Писанию: «Яко вода излияхся» (Пс. 21: 15). Как речные быстрины скоро текут и не возвращаются, так и жизнь наша быстро протекает без возврата. Луч­ше же скажу так: мир сей есть вода, ибо все народы, живущие в нем, называются в Святом Писании водою. Так, например, ангел в Апокалипсисе говорит Богосло­ву: «Воды, яже видел еси, идеже любодейца седит, людие и народи суть, и племена и языцы» (Апок. 17: 15).

Воды сйи не горьки, но сладки, ибо исполнены суетных сладостей мира сего, ибо и любодейца сидит в нем, са­мая большая сладость временного греха. Мадиам, вос­стающий на нас повседневными бранями, это или де­мон-искуситель, или плоть наша, воюющая по природе своей против нашего духа. Кто хочет одолеть врага сво­его, пей сладость мира сего не по-скотски, погрузив в нее и уста, и лицо твое, но горстью, то есть, соблюдай воздержание в жизни твоей.