Orthodox Book in Golden-ship.ru

Если кто изображает Бога Отца в виде некоего пречестного старца, так это было в действительности, когда пророк Даниил и пророк Исайя видели «Ветхаго денми», «се-дящаго на престоле высоце превознесение, и серафими окрест Его» (Дан. 7: 9; Ис. 6: 1). Изображает ли кто Бога Сына, рожденного, жившего с людьми* «страдав-ша и погребенна, и воскресшаго в третий день по пи­санием, и восшедшаго на небеса и седяща одесную От­ца, и паки грядущаго со славою судити живых и мертвых», так ведь все это в действительности было, есть и будет.

Изображает ли кто Бога Духа Святого в виде го­лубя, так и это было в действительности, когда явился Дух Святый в виде голубином. То же нужно сказать и о всех прочих святых иконах, которые всегда соответ­ствуют своим первообразам и всегда являются изобра­жением и подобием истинных вещей. А идол что та­кое? Насколько сильно отличается он от иконы?

Ико­на является изображением истинной вещи, а идол есть изображение пустой прелести. Что представляют мне идолы? Представляют Дия, Эрмия, Аполлона, Артеми­ду и прочие бесчисленные бесовские капища. Что изо­бражают для меня идолы? Изображают солнце, луну, Купала, Лада, Перуна. Ты скажешь, что это изображе­ния богов. Но вот в чем вопрос: истинные ли боги те, которые изображаются язычниками?

Кто назовет ис­тинным Богом Бахуса, который является начальником всех пьяниц? Кто назовет истинною богиней Артеми­ду, или Венеру, которая есть начальница всяких нечис­тот и мерзостей? Все боги язычников — бесы; «Господь же наш небеса и землю сотворил» (Пс. 95: 5), как сви­детельствует об этом сосуд избранный апостол Павел в послании к Коринфянам: «Аще и суть глаголемии бози или на небеси, или на земли; .

якоже суть бози мнози и господие мнози; но нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него, и един Господь Иисус Христос, ямже вся, и мы Тем» (1 Кор. 8: 5, 6), и един Дух Святым, в Нем же всяческая, и мы в Нем. Я буду говорить так: посмотри, как идол, изобража­ющий Бога, изображает на самом деле пустую прелесть, изображает обман; ведь он представляет собою бога, ко­торый есть не Бог, а бес, не Создатель, но создание.

Совсем не то святые иконы, которые всегда изобража­ют истину, как уже я говорил об этом. Из этого мож­но убедиться, насколько велика разница между истиною и пустой прелестью. Кто же еще дерзнет называть свя­тые иконы идолами? Разве не слышите звук страшного грома, который, как из облака высокого, происходит из седьмого вселенского святого собора и громогласно ве­щает: «Говорящим, что святые иконы — идолы, анафе­ма, анафема, анафема!

» Если же святые иконы не идолы, то как можно на­звать идолопоклонниками тех, которые поклоняются святым иконам? Как ты смеешь, семиглавый змей ико­ноборческой ереси, отрыгать свой яд на святые иконы и на поклоняющихся им? Я отвечу, но говорить буду с тобой, семиглавый змей, на основании Божественных Писаний. Разве ни­когда вы не читали, беззаконные иконоборцы, что запо­ведал Господь Моисею устроить на ковчеге двух золотых херувимов и поставить их на ковчеге Господнем?

Ведь кланяющиеся ковчегу Господню кланялись и херувимам, стоящим на ковчеге, однако, они не делались чрез это идолопоклонниками, но оставались избранными людьми Божиими. Разве не читали вы в Писаниях о медном змие, ко­торого повесил Моисей на древо, который врачевал взи­рающих на него и поклоняющихся ему и который был прообразом Самого Христа Спасителя нашего, распято­го на древе и свидетельствующего о Себе так: «Якоже Моисей вознесе змию в пустыне на древо, тако подоба­ет вознестися Сыну Человеческому» (Ин. 3: 14)?

Разве не читали вы, порождения ехидны, в истори­ческих преданиях, что сам Христос, Спаситель наш, ос­тавив на плащанице изображение пречистого Своего лица, послал к Авгарю, царю больному, желавшему ви­деть Иисуса и исцелиться от Него, каковой образ мы и называем Нерукотворенным. Разве не читали вы в Пи­саниях Божественных, о, треокаянные еретики, что Сам Христос, Спаситель наш, по словами Павла, назы­вается образом «превечного Отца, сый сияние славы Отчия и образ ипостаси Его» (Евр. 1: 3)?

Разве не чи­тали вы в Божественных Писаниях, что и человек сам называется образом Божиим, согласно слову Божию: «Сотворим Себе человека по образу Нашему и по по­добию» (Быт. 1: 26)? Почему же вы Божий образы на­зываете идолами? Неужели и человек, являющийся об­разом Божиим, есть идол? Я отвечу за вас. Правильно вы говорите это о себе, ибо неприлично назвать вас образами Божиими, но луч­ше идолами.

Вы — идолы, северные иконоборцы, ибо имеете очи и не видите Бога, изображенного на иконе Его святой, не видите чудес, истекающих от святых икон Богородицы, изображенных самим святым Лукою и творящих премногие чудеса. Вы имеете уши и не слы­шите, что заповедует Писание: «Возносите Господа Бо­га нашего и покланяйтеся подножию ног Его, яко свя­то есть» (Пс. 98: 5).

Подножием отцы святые считают святой крест, которому вы не хотите кланяться. Вы имеете уши и не слышите, что говорит об образах св. Дамаскин и с ним святые отцы и весь собор, что по­честь, воздаваемая образу, направляется к изображенно­му на нем: кто почитает образ, почитает и изображен­ного на нем. Сим победил иконоборцев и Стефан свя­той, пострадавший за святые иконы, о котором повествуется в его житии следующее.

Привели его к са­мому начальнику иконоборческому, Льву Исаврянину, который повелел ему попрать ногами икону Спасителя. Но что же делает святой муж? Он попросил кинсонную златицу (податную монету) и спросил: чей это образ и написание? Когда же ответили ему: кесарев, — он бро­сил златицу на землю и начал топтать ногами и плевать на изображение кесаря, находящееся на златице, стал унижать и обесчещивать его пред лицом самого кесаря.

Смотря на это, крайне разгневался царь и все его ста­рейшины, а муж тот с дерзновением сказал: «Вы гнева­етесь за то, что я попрал образ вашего земного царя, ко­торый есть прах и пепел; как же будет гневаться Царь царствующих и Господь господствующих, образ которо­го вы попираете вашими скверными ногами? Разве не читали вы апостольское правило: «Не делайте, — сказа­но, — того другим, чего сами не хотите»?