Orthodox Book in Golden-ship.ru

Ведь кланяющиеся ковчегу Господню кланялись и херувимам, стоящим на ковчеге, однако, они не делались чрез это идолопоклонниками, но оставались избранными людьми Божиими. Разве не читали вы в Писаниях о медном змие, ко­торого повесил Моисей на древо, который врачевал взи­рающих на него и поклоняющихся ему и который был прообразом Самого Христа Спасителя нашего, распято­го на древе и свидетельствующего о Себе так: «Якоже Моисей вознесе змию в пустыне на древо, тако подоба­ет вознестися Сыну Человеческому» (Ин. 3: 14)?

Разве не читали вы, порождения ехидны, в истори­ческих преданиях, что сам Христос, Спаситель наш, ос­тавив на плащанице изображение пречистого Своего лица, послал к Авгарю, царю больному, желавшему ви­деть Иисуса и исцелиться от Него, каковой образ мы и называем Нерукотворенным. Разве не читали вы в Пи­саниях Божественных, о, треокаянные еретики, что Сам Христос, Спаситель наш, по словами Павла, назы­вается образом «превечного Отца, сый сияние славы Отчия и образ ипостаси Его» (Евр. 1: 3)?

Разве не чи­тали вы в Божественных Писаниях, что и человек сам называется образом Божиим, согласно слову Божию: «Сотворим Себе человека по образу Нашему и по по­добию» (Быт. 1: 26)? Почему же вы Божий образы на­зываете идолами? Неужели и человек, являющийся об­разом Божиим, есть идол? Я отвечу за вас. Правильно вы говорите это о себе, ибо неприлично назвать вас образами Божиими, но луч­ше идолами.

Вы — идолы, северные иконоборцы, ибо имеете очи и не видите Бога, изображенного на иконе Его святой, не видите чудес, истекающих от святых икон Богородицы, изображенных самим святым Лукою и творящих премногие чудеса. Вы имеете уши и не слы­шите, что заповедует Писание: «Возносите Господа Бо­га нашего и покланяйтеся подножию ног Его, яко свя­то есть» (Пс. 98: 5).

Подножием отцы святые считают святой крест, которому вы не хотите кланяться. Вы имеете уши и не слышите, что говорит об образах св. Дамаскин и с ним святые отцы и весь собор, что по­честь, воздаваемая образу, направляется к изображенно­му на нем: кто почитает образ, почитает и изображен­ного на нем. Сим победил иконоборцев и Стефан свя­той, пострадавший за святые иконы, о котором повествуется в его житии следующее.

Привели его к са­мому начальнику иконоборческому, Льву Исаврянину, который повелел ему попрать ногами икону Спасителя. Но что же делает святой муж? Он попросил кинсонную златицу (податную монету) и спросил: чей это образ и написание? Когда же ответили ему: кесарев, — он бро­сил златицу на землю и начал топтать ногами и плевать на изображение кесаря, находящееся на златице, стал унижать и обесчещивать его пред лицом самого кесаря.

Смотря на это, крайне разгневался царь и все его ста­рейшины, а муж тот с дерзновением сказал: «Вы гнева­етесь за то, что я попрал образ вашего земного царя, ко­торый есть прах и пепел; как же будет гневаться Царь царствующих и Господь господствующих, образ которо­го вы попираете вашими скверными ногами? Разве не читали вы апостольское правило: «Не делайте, — сказа­но, — того другим, чего сами не хотите»?

Вы не хоти­те, чтобы иконы, изображающие вас, были попраны; почему же вы, племя гноеименитого Копронима, попи­раете иконы, изображающие Самого Спаса нашего и Его святых угодников?» Что вы скажете против, безза­конные иконоборцы? Говорите, клевещите, рыкайте, звери дубравные! Мы будем слушать и, поелику возмож­но, отвечать. Все ваше мудрствование богомерзкое раз­деляется на две части.

Я скажу так: в первой части вы мудрствуете, что по­клоняющиеся святым иконам суть идолопоклонники. На сие я отвечу следующее. Раньше уже я говорил, на­сколько велика разница между иконой и идолом. Ико­на не может быть названа идолом, ибо она является изображением действительной вещи, идол же есть изо­бражение пустой прелести. Смотри же, гноеименитый Копроним, как сильно отличаемся и как далеко мы от­стоим от идолопоклонников.

Они в образе своих идолов поклонялись богам, которые в действительности бесы, живущие и провещающие в идолах; мы же в Спасите-левой иконе кланяемся истинному нашему Богу, в Бо­городичной иконе — истинной Богородице, пречистой Деве Марии. Идолопоклонники своих идолов считали за богов, а мы образа не считаем за богов и не желаем счи­тать: у нас есть один только Бог, поклоняемый и слави­мый в Троице Святой, икона же Его служит только изо­бражением и напоминанием.

Идолопоклонники думали и верили, что в бездушных идолах живут их боги, как душа в теле, мы же благочестивые не верим сему. Мы знаем, что Бог неописуем: Он везде присутствует и все Собой наполняет. В иконе он не пребывает, как душа в теле, и пребывать не может. Идолопоклонники всю свою надежду возлагали на идолов, а мы, православные, не утверждаем нашей надежды на иконах, но возлагаем нашу надежду и упование на того, кто изображен на иконе.

Идолопоклонники поклонялись самим идолам, дереву и злату, мы же, православные, поступаем совсем не так. Когда мы кланяемся образам, мы кланяемся не самим образам, не древу, сребру или злату, не пестроте и краскам или прекрасному изображению, но поклоня­емся образам совместно и нераздельно с их первообра­зом. Мы поклоняемся образу Спаса, а в уме имеем пер­вообраз, Самого Спаса.

Кланяемся образу Богородицы, а в уме имеем первообраз, саму Богородицу. Одним сло­вом, мы, православные, поклоняясь иконам, никогда не разделяем образ от его первообраза; но всегда совмест­но и нераздельно поклоняемся и образу, и его первооб­разу. Тысячу раз я повторю, что самим образам, отде­ленным от своего первообраза, мы не кланяемся и кла­няться не хотим; кланяемся же образу совместно и нераздельно с его первообразом.

Не то же самое гово­рит и святой Дамаскин: «Почесть образа восходит к первообразному»? В другой части вы, мерзкие гноеименитые копронимы, мудрствуете, что мы, православные, поклонени­ем нашим иконам преступаем заповедь Божию, ибо написано в десяти заповедях Господних: «Не сотвори себе кумира, ниже всякого подобия» (Втор. 5: 8). Слы­шим, копронимчики, слышим, лобзаем с верою и лю­бовью, исповедуем и храним десять заповедей Господ­них; вы же прельщаетесь, не понимая ни Писания, ни силы Божией. Прежде всего я отвечу следующее.