Orthodox Book in Golden-ship.ru

Разве не слышишь, как Сам Господь говорит: «Приимите, ядите... во оставление грехов» и «Пиите... во оставление грехов» (Мф. 26: 26, 28)? Я знаю, кто-либо так скажет: я недостоин, я грешен, посему и не дерзаю приступить ко причащению Божественных Тайн. Ты хорошо гово­ришь, называя себя грешником, недостойным и недерз­новенным, ибо кто может быть в совершенстве досто­ин?

Никто из связавших себя плотскими похотями и сластями не достоин приходить и приближаться к Тебе, Царь славы, как говорит об этом святой литургиар. Но ты скверно делаешь, удаляясь и избегая причащения, ибо во псалмах пишется так: «Удаляющийся от Тебе погибнут» (Пс. 72: 27). Недостоинство сие наше бывает двоякого рода: не­достоинство истинно кающихся и недостоинство тех, которые или не искренно каются, или вовсе не каются, или даже и совсем не хотят каяться.

Недостоинство истинно кающихся удостаивается Божественного причащения во оставление грехов, ибо они просят, как недужные, врачевства, согласно слову Христову: «Не требуют здравии врача, но болящий» (Мф. 9: 12). Недостоинство же кающихся ложно или же вовсе не кающихся не удостаивается Божественного причаще­ния, ибо написано: «Не дадите святая псом» (Мф. 7: 6).

Кто же это кающийся истинно и кто кающийся ложно? Кающийся ложно есть тот, кто не искренно ис­поведует свои грехи пред Богом своему отцу духовному, но скрывает их; если же и искренно исповедует, то не сожалеет о соделанном зле. Впрочем, такой иногда от­части и жалеет, однако же он не имеет в сердце своем твердого намерения и не полагает в уме твердого обе­щания не возвращаться к прежним грехам, но по-прежнему имеет надежду и желание делать то же.

Та­кой не достоин Божественного причащения. Пусть он не дерзнет, ибо если он дерзнет приступить ко прича­щению, будет пить и есть во осуждение, и как в Иуду войдет в него после хлеба сатана. Кающийся же истинно есть тот, который, испове­дуя свои грехи и жалея о них, полагает, надеясь на по­мощь Божию, твердое намерение никогда не возвра­щаться к своим прежним делам и всячески блюстись от них.

Такой сподобляется как Божественного причаще­ния, так и милосердия Божия, хотя бы он был и весь­ма недостойным. Примером такого сподобления при несовершенном достоинстве может быть преподобная Мария Египет­ская. О ней пишется, что она настолько была недостой­на Божией милости из-за своей грешной жизни, что да­же церковь не желала ее впустить внутрь себя, о чем она после сама рассказывала преподобному Зосиме на исповеди, говоря: когда моя грешная нога коснулась церковного порога, то церковь, принимавшая всех, не приняла меня окаянной, но появилось как бы воинство для того, чтобы заградить вход, и возбранила мне войти какая-то сила Божия.

Когда же сия грешница положи­ла в сердце своем истинное покаяние, намерение и твердое обещание никогда не возвращаться ко греху, то тотчас не только церковь ее впустила внутрь себя, но в тот же день она сподобилась причащения Божествен­ных Тайн, тела и крови Христовых в церкви Иоанна Предтечи, что при Иордане, как об этом пространно пишется в житии этой святой. Посмотрим теперь.

Она ни удовлетворения не сде­лала за грехи свои, ни коснулась скорбного пустынного жития и постнических подвигов: едва день один прошел после ее скверной жизни, но уже от нее, истинно кающейся, не отнимается чаша Господня. Подобное сему находится и в Прологе, в 26 день де­кабря. Две женщины были оклеветаны пред епископом в прелюбодеянии.

Епископ, желая узнать, правда ли это, помолился Богу, чтобы ему это было открыто, и пове­лел всем людям быть готовыми к причащению Божест­венных Тайн, тела и крови Христовых. Когда он служил литургию и начал причащать своих людей Тайнам, он видел, что лица одних подходящих были черными, как бы закопченными, а других были белые и светлые: у грешных были черные лица, а у праведных — белые.

Приступили же и те две женщины ко причащению, имея белые и светлые лица, и как только причастились, тотчас просветились подобно солнцу. Когда епископ ди­вился сему, явился ему ангел и сказал: то правда, что ты слышал о прелюбодеянии этих женщин, но они покая­лись истинным, честным покаянием и исповеданием и дали обет никогда не впадать в такое согрешение; посе­му простил Бог грехи их и сподобил их той благодати, которую ты видел сам. Теперь рассудим.

Те грешные прелюбодейные жен­щины были недостойны Божественного причащения. Когда же они истинно покаялись и положили в сердце своем твердое намерение не возвращаться к греху, то сподобились и причащения, и прощения, а также и Божией благодати, осиявшей их. Итак, никто не удаляйся от чаши Господней и толь­ко истинно покайся, и положи в сердце своем обеща­ние не возвращаться, как пес, на свою блевотину.

Имея такое покаяние, ты хотя и не совершил удовлетворения за грехи свои, хотя и не являешься достойным так, как подобает быть достойным, однако же, уповая на мило­сердие Божие, непреодолимое и всеми человеческими грехами, дерзай приступить ко причащению. Дерзай со страхом, а бойся с надеждою, и причащайся, не сомне­ваясь в человеколюбии Божием, и получишь оставление твоих грехов.

Если ты мне не веришь, что истинно кающемуся святое причащение служит ко оставлению грехов, то поверь неложным устам Самого Христа, Спасителя на­шего, говорящего: «Приимите, ядите... во оставление грехов», «Пиите... во оставление грехов». Если ты веруешь в Бога, то должен поверить и словам Божиим; а ес­ли ты не веришь словам Божиим, то ты, значит, и в Бо­га не веруешь.

Бог говорит: «Причастись Моей чаши», — а ты сомневаешься. Бог говорит: «Ты получишь оставле­ние грехов», — а ты не веришь и говоришь: боюсь. Не бойся! Приступи без сомнений, с верою! Хорошо ты делаешь, что боишься; но плохо посту­паешь, убегая. Бог не враг для тебя, но врач: Он исце­лить хочет, а не погубить. Бог не супостат для тебя, но Отец: Он ищет не умертвить тебя, но оживить.