Orthodox Book in Golden-ship.ru

Она ни удовлетворения не сде­лала за грехи свои, ни коснулась скорбного пустынного жития и постнических подвигов: едва день один прошел после ее скверной жизни, но уже от нее, истинно кающейся, не отнимается чаша Господня. Подобное сему находится и в Прологе, в 26 день де­кабря. Две женщины были оклеветаны пред епископом в прелюбодеянии.

Епископ, желая узнать, правда ли это, помолился Богу, чтобы ему это было открыто, и пове­лел всем людям быть готовыми к причащению Божест­венных Тайн, тела и крови Христовых. Когда он служил литургию и начал причащать своих людей Тайнам, он видел, что лица одних подходящих были черными, как бы закопченными, а других были белые и светлые: у грешных были черные лица, а у праведных — белые.

Приступили же и те две женщины ко причащению, имея белые и светлые лица, и как только причастились, тотчас просветились подобно солнцу. Когда епископ ди­вился сему, явился ему ангел и сказал: то правда, что ты слышал о прелюбодеянии этих женщин, но они покая­лись истинным, честным покаянием и исповеданием и дали обет никогда не впадать в такое согрешение; посе­му простил Бог грехи их и сподобил их той благодати, которую ты видел сам. Теперь рассудим.

Те грешные прелюбодейные жен­щины были недостойны Божественного причащения. Когда же они истинно покаялись и положили в сердце своем твердое намерение не возвращаться к греху, то сподобились и причащения, и прощения, а также и Божией благодати, осиявшей их. Итак, никто не удаляйся от чаши Господней и толь­ко истинно покайся, и положи в сердце своем обеща­ние не возвращаться, как пес, на свою блевотину.

Имея такое покаяние, ты хотя и не совершил удовлетворения за грехи свои, хотя и не являешься достойным так, как подобает быть достойным, однако же, уповая на мило­сердие Божие, непреодолимое и всеми человеческими грехами, дерзай приступить ко причащению. Дерзай со страхом, а бойся с надеждою, и причащайся, не сомне­ваясь в человеколюбии Божием, и получишь оставление твоих грехов.

Если ты мне не веришь, что истинно кающемуся святое причащение служит ко оставлению грехов, то поверь неложным устам Самого Христа, Спасителя на­шего, говорящего: «Приимите, ядите... во оставление грехов», «Пиите... во оставление грехов». Если ты веруешь в Бога, то должен поверить и словам Божиим; а ес­ли ты не веришь словам Божиим, то ты, значит, и в Бо­га не веруешь.

Бог говорит: «Причастись Моей чаши», — а ты сомневаешься. Бог говорит: «Ты получишь оставле­ние грехов», — а ты не веришь и говоришь: боюсь. Не бойся! Приступи без сомнений, с верою! Хорошо ты делаешь, что боишься; но плохо посту­паешь, убегая. Бог не враг для тебя, но врач: Он исце­лить хочет, а не погубить. Бог не супостат для тебя, но Отец: Он ищет не умертвить тебя, но оживить.

Бог не зверь для тебя и губитель, но благодетель милосердный, желающий спасения твоего, а не погибели. Почему же ты убегаешь от Его Божественной чаши? Лучше тебе принять духовное врачевство и исцелиться, нежели, убежав от врачевства, впасть в большие греховные бо­лезни и погибнуть. Лучше тебе, отбросив страх, при­бегнуть к Отцу и насытиться Его бессмертной пищи, нежели из страха уйти на чужую сторону и там питать­ся свинской пищей отчуждения, то есть, греховными страстями.

Лучше тебе притечь к своему милосердному благодетелю, нежели держаться врага и работать губи­телю своему, ибо пока ты пребываешь во грехах без по­каяния, до тех пор ты работаешь твоему диаволу и яв­ляешься его рабом и пленником. Чтобы не показалось кому-либо, что мы удалились от предположенного предмета нашей беседы, мы теперь снова обратимся к слову о пользе причащения и к рассуждению о невыгоде непричащения.

Причащающийся часто чаши Господней изменяется во Христа: вот поистине пребогатое приобретение и польза. Тот же, кто не причащается чаши Господней, но имеет общение с чашей бесовской, тот претворяется в беса: вот в чем лишение и погибель вечная. Как же соединяется со Христом причащающийся чаши Господней? Сие видно из слов Самого Христа, Гос­пода нашего, говорящего так: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6: 56).

Святый Феофилакт, толкуя сие место, говорит: здесь мы научаемся величию тайны причащения. Ядущий плоть и пьющий кровь Господню пребывает в Самом Господе, и Бог в нем. Дивно и выше всяких слов сие соединение, которым Бог в нас и мы в Боге пребываем. И еще тот же Феофилакт говорит от лица Христова: ядущий Меня, соединившись, живет со Мною и преображается в Ме­ня, могущего живить его.

Внемлем же мы сему слову Христову в Феофилактовом толковании: «преображает­ся в Меня». Кто, говорю я, причащается чаши Господ­ней, причащается тела и крови Христовой, тот преобра­жается во Христа. Согласно с этим говорит и св. Кирилл Иерусалимский: «Мы в святбм причащении соделыва-емся христоносцами и даже соплотными и сокровными Христу».

Святой же Кирилл Александрийский приводит такой пример: «Как воск, растопленный и влитый в другой растопленный воск, смешивается в один воск и по всем свойствам является одним и тем же воском, так и тот, кто принимает в себя тело и кровь Христову, со­единяется с Ним, так что и Христос в нем пребывает, и он во Христе». Слышишь ли, человек, свидетельства таких великих учителей и даже неложные слова Самого Господа?

Раз­ве теперь не имеешь веры и не познаешь богатого при­обретения от причащения чаши Господней? Если им всем не веришь, то кому же ты поверишь? Послушай же и еще одну дивную вещь. У одних ис­пытателей Божественного Писания есть такой вопрос: почему Иуда, предавая иудеям Господа нашего, дал им знамение, говоря: «Егоже аще лобжу, Той есть, имите Его» (Мф. 26: 48)?