Orthodox Book in Golden-ship.ru

Бог не зверь для тебя и губитель, но благодетель милосердный, желающий спасения твоего, а не погибели. Почему же ты убегаешь от Его Божественной чаши? Лучше тебе принять духовное врачевство и исцелиться, нежели, убежав от врачевства, впасть в большие греховные бо­лезни и погибнуть. Лучше тебе, отбросив страх, при­бегнуть к Отцу и насытиться Его бессмертной пищи, нежели из страха уйти на чужую сторону и там питать­ся свинской пищей отчуждения, то есть, греховными страстями.

Лучше тебе притечь к своему милосердному благодетелю, нежели держаться врага и работать губи­телю своему, ибо пока ты пребываешь во грехах без по­каяния, до тех пор ты работаешь твоему диаволу и яв­ляешься его рабом и пленником. Чтобы не показалось кому-либо, что мы удалились от предположенного предмета нашей беседы, мы теперь снова обратимся к слову о пользе причащения и к рассуждению о невыгоде непричащения.

Причащающийся часто чаши Господней изменяется во Христа: вот поистине пребогатое приобретение и польза. Тот же, кто не причащается чаши Господней, но имеет общение с чашей бесовской, тот претворяется в беса: вот в чем лишение и погибель вечная. Как же соединяется со Христом причащающийся чаши Господней? Сие видно из слов Самого Христа, Гос­пода нашего, говорящего так: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6: 56).

Святый Феофилакт, толкуя сие место, говорит: здесь мы научаемся величию тайны причащения. Ядущий плоть и пьющий кровь Господню пребывает в Самом Господе, и Бог в нем. Дивно и выше всяких слов сие соединение, которым Бог в нас и мы в Боге пребываем. И еще тот же Феофилакт говорит от лица Христова: ядущий Меня, соединившись, живет со Мною и преображается в Ме­ня, могущего живить его.

Внемлем же мы сему слову Христову в Феофилактовом толковании: «преображает­ся в Меня». Кто, говорю я, причащается чаши Господ­ней, причащается тела и крови Христовой, тот преобра­жается во Христа. Согласно с этим говорит и св. Кирилл Иерусалимский: «Мы в святбм причащении соделыва-емся христоносцами и даже соплотными и сокровными Христу».

Святой же Кирилл Александрийский приводит такой пример: «Как воск, растопленный и влитый в другой растопленный воск, смешивается в один воск и по всем свойствам является одним и тем же воском, так и тот, кто принимает в себя тело и кровь Христову, со­единяется с Ним, так что и Христос в нем пребывает, и он во Христе». Слышишь ли, человек, свидетельства таких великих учителей и даже неложные слова Самого Господа?

Раз­ве теперь не имеешь веры и не познаешь богатого при­обретения от причащения чаши Господней? Если им всем не веришь, то кому же ты поверишь? Послушай же и еще одну дивную вещь. У одних ис­пытателей Божественного Писания есть такой вопрос: почему Иуда, предавая иудеям Господа нашего, дал им знамение, говоря: «Егоже аще лобжу, Той есть, имите Его» (Мф. 26: 48)?

Разве те не знали Христа, которого так часто слышали учащим и так часто видели чудодей­ствующим? Был ли в Иерусалиме такой, кто не знал Его хорошо? Ведь даже малые дети знали Его, ибо когда Он входил в Иерусалим, они вышли навстречу Ему и вос­клицали: «Осанна!» Какая же нужда была сего Иудина знамения? Даде им знамение: «Егоже аще лобжу, Той есть, имите Его» (Мф. 26: 48).

На сей вопрос из Златоустого толкования выводят выяснение такой тайны: когда на последней вечери святые апостолы причастились из рук Спасителя тела и крови Христовой, то все просветились своими лица­ми, у всех лицо стало подобно лицу Христа, и на ка­кого бы апостола ни посмотрел Иуда, он видел, что ли­цо его по красоте и благодати подобно лицу Христову. Вот как говорит о них св.

Златоуст: «Ученики имели до причащения Христоносные лица». Иуда тогда и поду­мал, какое знамение нужно будет дать каиафовым слу­гам, по которому бы они узнали Христа. Ибо если бы они не узнали Его, то была бы опасность, что вместо Него они возьмут другого. Посему-то, когда архиерей послал отряд воинов, Иуда им дал знамение: «Егоже аще лобжу, Той есть».

Соединивши вместе и прежде сказанное Феофилактово слово: «Ядущий Христа преображается в Хрис­та» и сие Златоустово: «Христоносные лица имели, причастившись», мы легко можем понять, как изменя­ется во Христа причащающийся чаши Господней, ибо какова пища, таково и питаемое. Пища — Христос, посему и ядущего Он преображает в Себя. Кто ест плоть Христову и пьет кровь Его, тот во Христе пребы­вает, и Христос в нем.

О, как велико приобретение от причащения чаши Господней, как велико богатство и польза в том, чтобы иметь Христа в себе, быть одно со Христом и соеди­ниться с Ним! Что может быть больше этого? Что до­роже и что честнее? Наоборот, кто не причащается чаши Господней, но пьет чащу бесовскую, тот не только лишается Христа, но и претворяется в беса.

Знаете ли вы, что такое бе­совская чаша? Посмотрим в Апокалипсис св. Иоанна Богослова. Он видел некую жену, ездящую на красном звере, облаченную в порфиру и украшенную драгоцен­ными приборами, имеющую золотую чашу в руке сво­ей, полную мерзостей и скверн своего любодеяния. Вот чаша бесовская, вот питье диавольское: это есть мер­зость скверны и любодеяния.

Кто живет скверно, кто любодействует и прелюбодействует, кто валяется в не­чистотах плотских мерзостей, кто в настоящей окаян­ной жизни наслаждается страстями и сластями грехов­ными, тот пьет чашу бесовскую, противную чаше Гос­подней, о которой вспоминает и св. апостол Павел, говоря: «Не можете чашу Господню пити и чашу бесов­скую; не можете трапезе Господней причащатися и тра­пезе бесовстей» (1 Кор. 10: 21).