Orthodox Book in Golden-ship.ru

Разве те не знали Христа, которого так часто слышали учащим и так часто видели чудодей­ствующим? Был ли в Иерусалиме такой, кто не знал Его хорошо? Ведь даже малые дети знали Его, ибо когда Он входил в Иерусалим, они вышли навстречу Ему и вос­клицали: «Осанна!» Какая же нужда была сего Иудина знамения? Даде им знамение: «Егоже аще лобжу, Той есть, имите Его» (Мф. 26: 48).

На сей вопрос из Златоустого толкования выводят выяснение такой тайны: когда на последней вечери святые апостолы причастились из рук Спасителя тела и крови Христовой, то все просветились своими лица­ми, у всех лицо стало подобно лицу Христа, и на ка­кого бы апостола ни посмотрел Иуда, он видел, что ли­цо его по красоте и благодати подобно лицу Христову. Вот как говорит о них св.

Златоуст: «Ученики имели до причащения Христоносные лица». Иуда тогда и поду­мал, какое знамение нужно будет дать каиафовым слу­гам, по которому бы они узнали Христа. Ибо если бы они не узнали Его, то была бы опасность, что вместо Него они возьмут другого. Посему-то, когда архиерей послал отряд воинов, Иуда им дал знамение: «Егоже аще лобжу, Той есть».

Соединивши вместе и прежде сказанное Феофилактово слово: «Ядущий Христа преображается в Хрис­та» и сие Златоустово: «Христоносные лица имели, причастившись», мы легко можем понять, как изменя­ется во Христа причащающийся чаши Господней, ибо какова пища, таково и питаемое. Пища — Христос, посему и ядущего Он преображает в Себя. Кто ест плоть Христову и пьет кровь Его, тот во Христе пребы­вает, и Христос в нем.

О, как велико приобретение от причащения чаши Господней, как велико богатство и польза в том, чтобы иметь Христа в себе, быть одно со Христом и соеди­ниться с Ним! Что может быть больше этого? Что до­роже и что честнее? Наоборот, кто не причащается чаши Господней, но пьет чащу бесовскую, тот не только лишается Христа, но и претворяется в беса.

Знаете ли вы, что такое бе­совская чаша? Посмотрим в Апокалипсис св. Иоанна Богослова. Он видел некую жену, ездящую на красном звере, облаченную в порфиру и украшенную драгоцен­ными приборами, имеющую золотую чашу в руке сво­ей, полную мерзостей и скверн своего любодеяния. Вот чаша бесовская, вот питье диавольское: это есть мер­зость скверны и любодеяния.

Кто живет скверно, кто любодействует и прелюбодействует, кто валяется в не­чистотах плотских мерзостей, кто в настоящей окаян­ной жизни наслаждается страстями и сластями грехов­ными, тот пьет чашу бесовскую, противную чаше Гос­подней, о которой вспоминает и св. апостол Павел, говоря: «Не можете чашу Господню пити и чашу бесов­скую; не можете трапезе Господней причащатися и тра­пезе бесовстей» (1 Кор. 10: 21).

То, как претворяется в беса пьющий бесовскую ча­шу, видно из жития св. Нифонта, память которого пра­зднуется 23 дня месяца декабря. Он, в свои юные годы до покаяния живя скверно и во грехах, пил бесовскую чашу мерзких скверн любодеяния. И вот однажды при­шел он к известному ему богоугодному некоему мужу, по имени Никодиму. Никодим, посмотрев на лицо Ни­фонта, удивился и ужаснулся, однако же молчал.

Тогда Нифонт сказал ему: «Почему ты смотришь на меня, как на незнакомого?» Никодим же ответил: «Поверь мне, брат мой, что никогда я не видел тебя таким, как ны­не, ибо лицо твое страшно, как у эфиопа». Мы же внемлем: святые апостолы, достойно прича­стившиеся чаши Господней, казались имеющими свои лица подобными лицу Христову, юноша же тот, приоб­щавшийся чаши бесовской, казался бесом, имел лицо страшное, как у эфиопа, подобное виду диавола.

Ис­тинно говорит Писание: «Творяй грех от диавола есть» (1 Ин. 3: 8). О, как велико лишение оттого, что избегают чаши Господней! О, как страшна погибель тех, которые пьют чашу бесовскую, то есть, скверно и без покаяния живут во грехах своих! Духовное богатство и приобретение душевной поль­зы от приобщения чаше Господней неисчислимы, лише­ния же, происходящие от бесовской чаши, невозможно передать словами.

О всем этом говорить подробно нам и времени не хватит; посему я скажу кратко: чаша Гос­подня есть чаша спасения, ибо достойно причащаю­щийся ее, то есть, с истинным покаянием, как было сказано выше, получает спасение. Чаша же мерзости и скверн любодеяния, чаша бесовская, есть чаша вечной погибели, ибо пиющий из нее осуждается на вечное му­чение.

Зная все это, возлюбленные, будем всячески отвращаться от чаши бесовской; постараемся же достой­но и часто приступать к чаше Господней. Хотя мы и не­достойны, однако удостоимся милосердия Божия, если по силе нашей «очистим себе от всякия скверны плоти и духа» (2 Кор. 7: 1) и положим в сердцах наших твер­дое намерение и обещание не возвращаться более к на­шими прежним злым делам.

Когда апостолы хотели быть ближайшими у Христа, Царя славы, когда хотели быть боярами и об этом мо­лили Его, говоря: «Даждь нам, да един одесную Тебе и един ошуюю Тебе сядева во славе Твоей», то им пове­лено было испить чашу Христову: «Можета ли пити ча­шу, юже Аз пию?» И они не отказались: «Она же реста: можева». Кто хочет быть близ Христа, кто желает одесную Его стоять во славе Его, когда Он придет «со ангелы свя­тыми», тот пусть не отказывается пить Его чашу и не избегает Божественного причащения Его плоти и крови.

Вкушай плоть Его и пей кровь Его, и будут они тебе и для оставления грехов и близости ко Христу, и для со­юза любезного с Ним. Только прежде всего положи в сердце своем истинное покаяние и положи, не отклады­вая, положи в сей час, в сию минуту, говоря вместе с Давидом: «Рех, ныне начах» (Пс. 76: 11), — не обо­ждавши начну, не утром, не завтра, но ныне, ныне ска­зал и ныне же начну с надеждой на помощь Божию.