Orthodox Book in Golden-ship.ru

Покой Господень в том, чтобы грешников соделывать правед­ными, прощая им грехи. Святый Амвросий, рассуждая о словах из книги Бытия: «Почи Бог в день седьмый», говорит так: «Бог сотворил небо; но дальше я не чи­таю, чтобы Он почил по сотворении неба; сотворил землю, но и здесь не почил; сотворил солнце, луну и звезды, но и здесь не читаю, чтобы Он почил; когда же Он сотворил человека, тогда только и почил, имея, ко­му отпускать грехи».

Вникнем в последние слова сего учителя: «Тогда по­чил, имея, кому отпускать грехи». Бог хочет быть носи­мым на грешнике и почивать на нем, как на осле. Когда же Бог начинает почивать на грешнике? В то время, когда грешник начнет обращаться к Богу с ис­тинным покаянием, тогда он делается милым и любез­ным для Бога, как и тот блудный сын, который неког­да сказал: «Востав иду ко отцу моему и реку ему: отче, согреших; абие узрев отец его издалеча, и мил ему бысть, и тек нападе на выю его» (Лк 15: 18, 20).

Если осел ты нравом, о, грешный человек, подчинись Богу, склони выю в ярмо Его и тотчас из осла ты станешь для Него херувимским престолом и носителем. Для того Он ныне и сел на ослицу, образ еврейского народа, и на жребя ослее, предзнаменование языческих народов, чтобы из иудейского рода некоторых, а из языческого весьма многих соделать херувимами и серафимами, ко­торыми и будет воспет. Чем же назвать вас, святые? Хе­рувимами? Ибо на вас почил Христос. Серафимами? Ибо непрестанно прославляете Его.

В том и заключает­ся ныне истинное Христово торжество, что ослов Он претворяет в херувимов, то есть, грешников Он соделывает херувимоподобными, святыми. Началом нынешнего Христова торжества было то, что Он воскресил четверодневного Лазаря. Вот что пи­шется об этом в Евангелии: «Свидетельствоваше народ, иже бе прежде с Ним, егда Лазаря возгласи от гроба и воскреси его от мертвых.

Сего ради и срете Его народ, яко слышаша Его сие сотворша знамение» (Ин. 12: 17, 18). Итак, люди, прославляя Христову победу над телесною смертью в воскрешении Лазаря, устраивают Ему торжество, «яко слышаша Его сие сотворша знамение», а Сам Господь начинает торжествовать победу над ду­шевною смертью людей, поражая грех и диавола, скло­няющего человека на грех.

Великое поистине и превеликое чудо в том, что Гос­подь Христос воскресил четверодневного мертвеца, уже начавшего гнить, но еще большим чудом Христовым яв­ляется то, что великого грешника, умершего душею и уже гниющего долгое время в злом обычае, как во гро­бе, Он воскрешает от смерти и приводит его к вечной жизни на небесах. Воскресить мертвое тело — это есть свойство Божьего всемогущества, воскресить же душу, то есть, восставить к покаянию грешника от смертных грехов и привести его к праведности, — это есть свой­ство не только всемогущества Божия, но и премногого милосердия и превеликой мудрости.

Однако же ни му­дрость Божия, ни милосердие Божие и ни всемогущест­во Божие не смогут воскресить душу грешника, если только сам грешник не захочет того. Не напрасно Бог в одном месте говорит грешнику так: тебя без тебя создать возмог Я; но спасти тебя без тебя не могу. Не спрашивал Я ни у кого, как создать те­бя: захотел и создал тебя.

Как же спасти тебя, Я спраши­ваю у тебя самого, как спрашивал и у расслабленного. Хочешь ли быть здравым? Хочешь ли спастись? Ес­ли ты сам хочешь, то премудрость Моя наставит тебя, милосердие Мое помилует тебя, а всемогущество Мое поможет тебе и спасет тебя. Если же ты сам не хочешь спасения, если ты сам убегаешь от вечной жизни, если ты погибель свою любишь больше спасения, то ни муд­рость Моя, ни милосердие Мое, ни всемогущество Мое не помогут тебе.

Может ли теплый воск прилепиться ко льду? Никак не может! Так и милосердие Мое, муд­рость Моя и всемогущество Мое не могут пристать к те­бе, если сердце твое холодно, как лед, и нисколько не имеет теплоты спасительного желания. Когда же ты только захочешь спастись, тогда Я с радостью помогу те­бе. Тогда возрадуются и восторжествуют о тебе Мои ан­гелы: «Радость бо бывает ангелов на небеси о грешнице кающемся» (Лк. 15: 10).

Итак, теперь ясно видно, насколько больше торже­ство и чудо Христово воскресить душу грешника, умер­шую грехами, чем чудо воскресить четверодневного мертвеца. Господь наш Иисус Христос воскресил Лазаря от смерти телесной, но Лазарь снова умер, хотя и чрез много лет. Когда же Он воскресил душу грешной жен­щины, плакавшей у Его ног, то эта душа пребыла уже бессмертной.

Та, которая, подобно скотам, работала бессловесным похотям, сделалась сообщницей ангелов. Быть может, и ныне сидящий на осле и грядущий Гос­подь торжествует о сем? Будем твердо помнить, что он радуется и торжествует не столько о воскресении Лаза­ря из мертвых, сколько о том, что предвидел спасение многих грешников, которых Он Своею благодатию вос­кресит от смерти душевной.

Здесь было бы потребно еще рассмотреть таинст­венный смысл постилаемых по пути и держимых в ру­ках риз и ветвей, как финиковых, так и масличных, и всякого рода веток, подобных нашим вербам, но я не хочу вас, слушателей моих, отягощать долгою беседою. Это я оставлю на будущее время, если Бог позволит и живы будем. Теперь же я кончу, поклоняясь Господу моему и взывая Ему: «Благословен грядый во имя Гос­подне: осанна в вышних!» Аминь.   13.

Поучение второе на вход в Иерусалим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа («Не бойся, дщи Сионя: се Царь твой грядет на жребяти осли» (Ин. 12: 15))   Возлюбленные братья мои, православные слушатели! В сем веке есть две дщери: одна есть дщерь Сионская, о которой вспоминает св. Иоанн Богослов, говоря: «Не бой­ся, дщи Сионя: се Царь твой грядет»; вторая же — это дщерь Вавилонская, о которой вспоминает царствующий пророк Давид, говоря: «Дщи Вавилоня окаянная!

Блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам; блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень» (Пс. 136: 8, 9). Слова «се Царь твой грядет» означают следующее: Царем является Христос Бог, Избавитель наш, ибо так называет Его св. Иоанн Богослов в Апокалипсисе, говоря: «Царь царем и Господь господем» (Апок. 17: 14). Ныне, православные слушатели, я обещаю показать вашей любви в сем словесном учении, каковы суть те две дщери: Сионская и Вавилонская.