Orthodox Book in Golden-ship.ru

Вави­лоняне сии часто разоряли Иерусалим, опустошали ог­нем и мечом всю землю израильскую и уводили изра­ильтян в плен в Вавилон. Посему-то и говорит о Вави­лоне с гневом царь Давид следующее: «Дщи Вавилоня окаянная! Блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам; блажен, иже имет и разбиет мла­денцы твоя о камень». Во-вторых, дщерию Вавилонскою называется и век сей, ибо как в Вавилоне жили звери дикие и гиппокентавры, или сирины, так и в сем веке есть злые люди, не­праведные и грешники, которые за свои злые дела на­зываются дикими зверями.

Сам Бог идолопоклонников и грешников, которые желали придти к познанию ис­тинного Бога, называл зверями, говоря: «Благословятся зверие польстии, сирины и дщери птичий, яко дах в пу­стыни воду» (Ис. 43: 20). В Вавилоне терпели всякие притеснения и муки; так и в веке сем христиане пре­терпевают от неверующих еретиков гонение и мучение. О сем терпении сказал Христос Своим ученикам так: «Восплачетеся вы и возрыдаете, а мир возрадуется» (Ин, 16: 20).

Поэтому если и мы в сем веке претерпим какое-либо гонение за правду и подъемлем напасти, то и мы должны отвечать сему веку и говорить ему: «Дщи Вавилоня окаянная! Блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам; блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». Кроме сего я хотел бы показать вам, православные слушатели, еще и другие замечательные доводы, по ко­торым не повелено дщери Сионской бояться, когда к ней приходит Христос, Царь славы, если бы только вы пожелали сие уразуметь и узнать. Бог вышний часто являлся людям.

Однако же если Он и являлся кому, то никто не был без страха. Ною, например, Бог показался в страшном столпе с велики­ми водами и дождем, которые произвели великий по­топ и потопили всех живущих на земле: людей, зверей, скотов, птиц и гадов. О сем мы читаем в книге Бытия следующее: «Разверзошася источницы бездны и отверзошася хляби небесныя, и бысть дождь на землю четыредесять дней и четыредесять нощей» (Быт. 7: 11, 12).

В другом же месте сказано так: «Умре же всякая плоть, живущая по земли, птиц, и скотов, и зверей, и вся дви­жущаяся по земли, и вси человецы, и все, елико имать дыхание животно» (Быт. 7: 21—22). Боялся и Моисей, когда Бог показался Ему на горе Синайской в молнии, громе и страшном трубном звуке, в великом огне и дыме. О сем мы читаем в книгах Ис­хода Моисеева следующее: «Во утренний же день быша гласи и молния, и облак молниин на горе Синайстей, и глас трубы глашаше сильно зело»; в другом же месте го­ворится следующее: «Гора же Синайская куряшеся вся, схождения ради Божия на ня во огни: исхождаше же дым, яко дым пещный; и убояшася вси людие в полце зело» (Исх. 19: 16, 18).

Боялся и пророк Илия, когда Бог показался ему в огне и великом вихре. Ангел Господень так сказал ему: «Изыди утро и стани пред Господ ем в горе; се бо мимоходит Господь, и се дух велик да крепок, разоряя го­ры и сокрушая камение! И предыдет Господь; и не в дусе Господь. И по дусе трус, и не в трусе Господь. И по трусе огнь, и не во огни Господь.

И по огни глас хлада тонка, и тамо Господь» (3 Цар. 19: 11, 12). Боялся еще и пророк Иезекииль, когда Бог показал­ся ему на колеснице, в которую были впряжены четы­ре херувима, и всякий херувим имел четыре лица: пер­вое лицо человеческое, второе тельчее, третье львиное и четвертое орлиное. Так говорит пророк Иезекииль: «Че­тыре лица единому» (Иез. 10: 14).

Боялся и пророк Даниил, когда Бог показался ему во тьмах тем и тысячах тысяч воинств небесных. О сем сам пророк Даниил говорит так: «Тысящы тысящ слу-жаху Ему, и тмы тем предстояху Ему» (Дан. 6: 10). Будут бояться в последний день и грешные люди, когда Христос, Спаситель наш, придет судить живых и мертвых, ибо в тот час Он пошлет их во ад вечно му­читься; там за разные согрешения им будут и разные муки.

Будут они там терпеть и огнь неугасающий, ибо Христос, Спаситель наш, сказал: «Огнь их не угасает» (Мк. 9: 44). В этом огне будут гореть нечистые люди, блудники, прелюбодеи и гневливые за то, что они рас­палялись то гневом, то похотью. Будет же там и зима лютая, и грешники, терпя стужу, будут скрежетать зу­бами своими. О сем сказал Христос, Спаситель наш, так: «Тамо будет плач и скрежет зубом» (Лк. 13: 28).

Сию лютую зиму будут терпеть те люди, которые неми­лостивы к убогим, не принимают в свои дома странни­ков, лежащих без крова в гноищии и терпящих снег и лютый мороз; таковые и сами будут иметь товарищест­во с диаволом и ангелами его, ибо им Христос Бог ска­зал: «Идите от Мене проклятии во огнь вечный, угото­ванный диаволу и ангелом его» (Мф. 25: 41).

Сие това­рищество с диаволом будут иметь и горделивые люди, которые ныне презирают убогих, гнушаются ими и ми­нуют их очами своими. Будет же там непрестанное дви­жение червей, которые будут не переставая терзать и есть грешных людей, и никогда они не умрут, ибо ска­зано: «Червь их не умирает» (Мк. 9: 44). Сии черви бу­дут терзать и есть тех людей, которые здесь отнимают что-либо лихоимством у других.

Будет там еще от сер­ного огня и смрад нестерпимый, ибо написано: «Огнь и жупел, и дух бурен — часть чаши их» (Пс. 10: 6). Сей смрад будут терпеть те люди, которые заботятся соде-лать себе удовольствие всякими благовонными, мастич­ными духами и с усиленным прилежанием ищут для се­бя всякие благоуханные зелья. Будет же там тоска великая и такая ужасная, что если бы возможно было умереть, то рады были бы приять смерть в качестве сладости, но никогда не ум­рут там, ибо написано: «Взыщут человецы смерти и не обрящут ея; и вожделеют умрети, и бежит от них смерть» (Апок. 9: 6).

Будут терпеть такую тоску те люди, которые ныне непрестанно пребывают в весе­лии, пьянстве и в великой роскоши, с музыкой и тан­цами, а о Боге не помышляют никогда. Кроме этого, там будет и тьма кромешная, ибо написано: «Связавше ему руце и нозе, вверзите его во тму кромешнюю» (Мф. 22: 13). Вверженные в эту тьму будут сидеть в ней вечно; видеть лица Божия они никогда не будут.

Сию тьму наследуют те, которые не допускают к себе убогих. Будет там голод, ибо Сам Христос сказал: «Го­ре вам, насыщеннии ныне, яко взалчете» (Лк. 6: 25), и голод этот будут терпеть те люди, которые в сем ве­ке не питают бедных и убогих. Будет там еще и жаж­да, ибо Сам Христос сказал: «яко возжаждете». Жажду эту будут терпеть те люди, которые здесь не напояют жаждущих странников и убогих.