Orthodox Book in Golden-ship.ru

Ведь и о блудном сыне, когда он с покаянием обратился к от­цу, сказано: «Сей мертв бе, и оживе». Пока он был вдали от отца, в стране греховной, он был мертвым; когда же возвратился, покаявшись, тотчас воскрес ду­шею: «Мертв бе, и оживе». Мы сказали, что сие вос­кресение часто повторяется с душею, ибо когда чело­век согрешает, он умирает душею, а когда кается, вос­кресает, согласно сему слову: «Елико падеши, толико востани, и спасешися».

Итак, настоящий праздник Воскресения Христова учит нас воскреснуть от душевной смерти, то есть, по­каяться во грехах; учит не просто воскреснуть, но вос­креснуть по примеру Христа, как учит апостол: «Хрис­тос воста от мертвых, ктому уже не умирает, и смерть Им ктому не обладает» (Рим. 6: 9). Подобно этому и мы «во обновлении жизни да ходим».

Как Христос по воскресении Своем уже не умирает, так и мы не будем возвращаться после покаяния нашего к прежним смертным грехам; ибо какая польза, омывшись от бо­лота, снова лезть в него? Какая польза, выйдя из без­дны, снова повергать себя в нее? Какая польза, исце­лившись от язв, снова и еще ужаснее уязвлять себя? Какая польза, воскресши покаянием от душевной смерти, снова умерщвлять свою душу грехами.

Истин­ное воскресение души в том, чтобы, воскресши однаж­ды со Христом, больше не возвращаться к смерти и уже никогда не умирать. Другой же настоящий праздник — Благовещение, в котором Бог Слово крепко и неразлучно соединился с плотию, учит нас соединиться с Богом, ибо недостаточ­но только воскреснуть от душевной смерти, но необхо­димо еще и крепко соединиться с Богом.

Если мы не со­единимся с Ним, то снова впадем в смерть и снова ум­рем грехами; но тот, кто крепко соединился с Богом, тот пребудет бессмертным, непреткновенным и не воз­вращающимся к прежним злым делам. Как же нужно соединиться с Богом? Так, как и Бог в Своем воплощении соединился с плотию человечес­кою. Бог так соединился с человеческою плотию, что уже никогда не оставит ее, но будет пребывать и цар­ствовать с нею на небесах в бесконечные веки.

Подоб­но сему и человек, воскресший ох грехов, должен соеди­ниться с Богом Творцом и Искупителем своим, чтобы уже никогда не удаляться от Него не только делом, но и мыслию, и чтобы никогда уже не оставлять Его, ибо во псалмах говорится: «Удаляющийся от Тебе погибнут» (Пс.72: 27). Но не хочу я более в настоящие радостные празд­ники обременять любовь вашу долгим слушанием сло­ва, ибо я знаю, что каждого влечет мысль или в дом к кушанью, или в гости к пированию.

Итак, поздравляю вас с этим сугубым празднеством, Воскресением и Бла­говещением, а в оба эти праздника желаю вам как ду­шевной пользы, так и телесного здравия, и говорю: Аминь.   16. Поучение в неделю Фомину («Показа им руце и нозе, и ребра Своя» (Ин. 20: 20))   Возлюбленные слушатели мои! Ныне Христос Гос­подь открыл нам все Свои сокровища, когда апостолам, а вместе с ними и всем нам показал руки, ноги и реб­ра Свои.

Он показал руки, те руки, которые насквозь были прободены гвоздным уязвлением; в них-то и за­ключаются бесценные и бесчисленные сокровища. Если бы Господь и восхотел удержать что-либо из богатых да­ров Своих, чтобы не дать их нам, то чрез прободенные насквозь язвы сие пройдет на другую сторону и попадет в руки наши, и уже ничто от нас не удержит Господь в руках Своих как потому, что щедр и милостив, так и потому, что имеет прободенные руки.

Если не из ладо­ни Его что возьмем, то с другой стороны достанем чрез язвы, как чрез оконца, и возьмем то, чего хотим. Он показал ноги, которые также были уязвлены гвоздями, так что вся нога Его омочилась в крови. Гос­подь, повелевший нам идти по следам Его, обозначил эти Свои следы своего кровию, истекшей из пречистых Его ног, дабы не заблудили мы со следов Его, но, идя по ним, дошли бы до тех вечных сокровищ, «ихже око не виде и ухо не слыша» (1Кор. 2: 9).

Господь показал и ребра Свои, те ребра, которые были прободены до самого сердца долгим, острым и широким копьем, и язва в них образовалась такая боль­шая, что можно было вложить руку в нее. «Принеси, — сказал Господь, — руку твою и вложи в ребра Моя» (Ин. 20: 27). Сия язва открылась для нас, как дверь к неистощимому сокровищу. Сам Господь назвал Себя дверьми: «Аз есмь дверь»; «Толцыте и отверзется» (Ин. 10: 9; Мф. 7: 7).

Не нуж­но уже нам более стучать в те двери, ибо открыты они: некий воин толкнул копьем и открыл их: «Един от во­ин копием ребра Ему прободе» (Ин. 19: 34). Посему всякий, хотящий чрез двери сии войти к сокровищам сердца Христова да «внидет и изыдет, и пажить обря­щет» (Ин. 10: 9). Господь наш показал руки, ноги и ребра Свои для того именно, чтобы мы вместе со святым Фомою осяза­ли язвы Его, и при этом не только осязали бы их, но и все, что хотим, взяли бы оттуда, как из отверстой сокро­вищницы.

Как же мы можем осязать и что брать, сему поучимся мы с Божией помощью в нынешней моей проповеди. «Показа им руце и нозе, и ребра Своя». Хотя при­мером осязания язв Христовых мы и имеем св. Фому, однако же мы должны их осязать иным способом. Он осязал их вещественно, мы же, возлюбленные слушате­ли, должны осязать их не вещественно, но духовно. Как осязал Фома?

Вот мы слышим Господа, повеле­вающего ему: «Принеси перст твой семо и виждь руце Мои, и принеси руку твою и вложи в ребра Моя». Мень­шие язвы Фома осязал перстом, а большую — целой ру­кой. Это осязание было на самом деле, вещественно. Мы же, видя Господа нашего Иисуса Христа уже прослав­ленным на небесах, седящим одесную Отца и сохраня­ющим в целости сии язвы, которые Он и во второе при­шествие имеет показать всем, согласно написанному: «Воззрят нань, Егоже прободоша» (Ин. 19: 37)

, — сии язвы мы будем осязать тоже перстами и рукою, только не вещественною, плотскою, а духовною. Мы имеем ве­ру — это один перст. Имеем надежду — это другой перст. Мы имеем и любовь — это уже целая рука, ибо по апостолу: «Ныне пребывают вера, надежда, любы, три сия; больше же всех любы» (1 Кор. 13: 13). Как целая рука больше каждого пальца, так и лю­бовь больше веры и надежды: ибо вера и надежда пре­бывают только до тех пор, пока мы живем здесь, на земле, любовь же пребудет во веки, и по отшествии на­шем от земного.