Orthodox Book in Golden-ship.ru

Он показал руки, те руки, которые насквозь были прободены гвоздным уязвлением; в них-то и за­ключаются бесценные и бесчисленные сокровища. Если бы Господь и восхотел удержать что-либо из богатых да­ров Своих, чтобы не дать их нам, то чрез прободенные насквозь язвы сие пройдет на другую сторону и попадет в руки наши, и уже ничто от нас не удержит Господь в руках Своих как потому, что щедр и милостив, так и потому, что имеет прободенные руки.

Если не из ладо­ни Его что возьмем, то с другой стороны достанем чрез язвы, как чрез оконца, и возьмем то, чего хотим. Он показал ноги, которые также были уязвлены гвоздями, так что вся нога Его омочилась в крови. Гос­подь, повелевший нам идти по следам Его, обозначил эти Свои следы своего кровию, истекшей из пречистых Его ног, дабы не заблудили мы со следов Его, но, идя по ним, дошли бы до тех вечных сокровищ, «ихже око не виде и ухо не слыша» (1Кор. 2: 9).

Господь показал и ребра Свои, те ребра, которые были прободены до самого сердца долгим, острым и широким копьем, и язва в них образовалась такая боль­шая, что можно было вложить руку в нее. «Принеси, — сказал Господь, — руку твою и вложи в ребра Моя» (Ин. 20: 27). Сия язва открылась для нас, как дверь к неистощимому сокровищу. Сам Господь назвал Себя дверьми: «Аз есмь дверь»; «Толцыте и отверзется» (Ин. 10: 9; Мф. 7: 7).

Не нуж­но уже нам более стучать в те двери, ибо открыты они: некий воин толкнул копьем и открыл их: «Един от во­ин копием ребра Ему прободе» (Ин. 19: 34). Посему всякий, хотящий чрез двери сии войти к сокровищам сердца Христова да «внидет и изыдет, и пажить обря­щет» (Ин. 10: 9). Господь наш показал руки, ноги и ребра Свои для того именно, чтобы мы вместе со святым Фомою осяза­ли язвы Его, и при этом не только осязали бы их, но и все, что хотим, взяли бы оттуда, как из отверстой сокро­вищницы.

Как же мы можем осязать и что брать, сему поучимся мы с Божией помощью в нынешней моей проповеди. «Показа им руце и нозе, и ребра Своя». Хотя при­мером осязания язв Христовых мы и имеем св. Фому, однако же мы должны их осязать иным способом. Он осязал их вещественно, мы же, возлюбленные слушате­ли, должны осязать их не вещественно, но духовно. Как осязал Фома?

Вот мы слышим Господа, повеле­вающего ему: «Принеси перст твой семо и виждь руце Мои, и принеси руку твою и вложи в ребра Моя». Мень­шие язвы Фома осязал перстом, а большую — целой ру­кой. Это осязание было на самом деле, вещественно. Мы же, видя Господа нашего Иисуса Христа уже прослав­ленным на небесах, седящим одесную Отца и сохраня­ющим в целости сии язвы, которые Он и во второе при­шествие имеет показать всем, согласно написанному: «Воззрят нань, Егоже прободоша» (Ин. 19: 37)

, — сии язвы мы будем осязать тоже перстами и рукою, только не вещественною, плотскою, а духовною. Мы имеем ве­ру — это один перст. Имеем надежду — это другой перст. Мы имеем и любовь — это уже целая рука, ибо по апостолу: «Ныне пребывают вера, надежда, любы, три сия; больше же всех любы» (1 Кор. 13: 13). Как целая рука больше каждого пальца, так и лю­бовь больше веры и надежды: ибо вера и надежда пре­бывают только до тех пор, пока мы живем здесь, на земле, любовь же пребудет во веки, и по отшествии на­шем от земного.

Когда достойные придут к Богу, то не нужно уже будет веры, ибо лицом к лицу увидят Того, в которого они, живя на земле, веровали, не видя Его. Не нужно будет и надежды, ибо получать и в своих ру­ках будут иметь то, на что надеялись. Любовью же, ни­когда не отпадающею, будут они во веки любить Госпо­да Бога своего, лицезрением которого они никогда не насытятся. Посему-то любовь и стоит выше всего.

Итак, верой и надеждой будем осязать язвы Христовы, как перстами, а любовию, как всей рукой. Сначала осяжем Его ручные раны верою, как пер­стами. Она, как учит апостол, есть «уповаемых извеще­ние, обличение вещей невидимых» (Евр. 11: 1), то есть, чего не видим мы телесными очами, в том несомненно убеждаемся верою и видим то как бы существующею вещью.

Телесно мы не видим Христа Господа, но верою мы несомненно зрим Его повсюду: и со Отцом сидяще­го на небесах, и обитающего на земле в Своей церкви святой, согласно словам Давида: «Господь в церкви свя­тей Своей» (Пс. 10: 4), и живущего среди Своих вер­ных рабов — «Бог посреде людей Своих», и присутству­ющего в каждом из нас особо: «Предзрех, — сказано, — Господа предо мною выну, яко одесную мене есть» (Пс. 15: 8).

Итак, верою осяжем ручные язвы Господни. Осязать же язвы Господни, это значит: свой ум и сердце, оставивши на то время все житейские попе­чения, нужно внедрить в язвы: «Яко очи раб в руку господий своих и яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши ко Господу Богу нашему да будут» (Пс. 122: 2). Внедриться в них умом и сердцем — это значит размышлять о них долгим и прилежным богомышлением, говоря в себе: это те руки, которые про­стерли руки сухих, просветили прикосновением очи слепых, отверзли слух глухим и даровали язык немым.

Привели к Нему глухого, гугнивого, и вложил Он перст Свой в уши его, говоря: «Еффафа, еже есть разверзися, и абие разверзостася ему слуха, и разрешися уза языка его, и глаголаше право» (Мк. 7: 34, 35). Это те руки, от прикосновения которых бежит смерть и востают умершие: «Коснуся одра, и воста мертвый». Это те ру­ки, которые горстию держат всю тварь, управляют все­ленной, низлагают гордых, возносят смиренных и кото­рые благословляются всеми концами мира.

Это те руки, которые прохладили огонь болезни у Петровой тещи: «Прикоснуся руце ея, и остави ю огнь». Это те руки, которые, восхотевши исцелить Адамовы руки, простер­тые к заповеданному древу, простерлись на кресте, соделали спасение миру и жизнь вечную человеческому роду подписали кровию, как киноварью, и гвоздями, как тростию. Это те руки, которые объемлют отечес­ким объятием блудных сынов, обращающихся к Нему, принимают на рамена свои заблудшую овцу и собира­ют все народы в единую церковь: «На кресте пречис­тыя Своя руце простер, собирая вся языки».

И такие-то руки насквозь были прободены столь ужасным гвозд-ным уязвлением! О, премилостивые и прещедрые руки Господа на­шего Иисуса Христа! О, пресладкие язвы ручные! Поклоняемся вам благодарственным поклонением, обло­бызаем вас сердечными устами и простираем к вам ру­ки наши, дабы ущедрили нас. Осязавши руки Господни таким богомышлением, будем брать из них, кто что хочет и сколько хочет.