Orthodox Book in Golden-ship.ru

Когда достойные придут к Богу, то не нужно уже будет веры, ибо лицом к лицу увидят Того, в которого они, живя на земле, веровали, не видя Его. Не нужно будет и надежды, ибо получать и в своих ру­ках будут иметь то, на что надеялись. Любовью же, ни­когда не отпадающею, будут они во веки любить Госпо­да Бога своего, лицезрением которого они никогда не насытятся. Посему-то любовь и стоит выше всего.

Итак, верой и надеждой будем осязать язвы Христовы, как перстами, а любовию, как всей рукой. Сначала осяжем Его ручные раны верою, как пер­стами. Она, как учит апостол, есть «уповаемых извеще­ние, обличение вещей невидимых» (Евр. 11: 1), то есть, чего не видим мы телесными очами, в том несомненно убеждаемся верою и видим то как бы существующею вещью.

Телесно мы не видим Христа Господа, но верою мы несомненно зрим Его повсюду: и со Отцом сидяще­го на небесах, и обитающего на земле в Своей церкви святой, согласно словам Давида: «Господь в церкви свя­тей Своей» (Пс. 10: 4), и живущего среди Своих вер­ных рабов — «Бог посреде людей Своих», и присутству­ющего в каждом из нас особо: «Предзрех, — сказано, — Господа предо мною выну, яко одесную мене есть» (Пс. 15: 8).

Итак, верою осяжем ручные язвы Господни. Осязать же язвы Господни, это значит: свой ум и сердце, оставивши на то время все житейские попе­чения, нужно внедрить в язвы: «Яко очи раб в руку господий своих и яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши ко Господу Богу нашему да будут» (Пс. 122: 2). Внедриться в них умом и сердцем — это значит размышлять о них долгим и прилежным богомышлением, говоря в себе: это те руки, которые про­стерли руки сухих, просветили прикосновением очи слепых, отверзли слух глухим и даровали язык немым.

Привели к Нему глухого, гугнивого, и вложил Он перст Свой в уши его, говоря: «Еффафа, еже есть разверзися, и абие разверзостася ему слуха, и разрешися уза языка его, и глаголаше право» (Мк. 7: 34, 35). Это те руки, от прикосновения которых бежит смерть и востают умершие: «Коснуся одра, и воста мертвый». Это те ру­ки, которые горстию держат всю тварь, управляют все­ленной, низлагают гордых, возносят смиренных и кото­рые благословляются всеми концами мира.

Это те руки, которые прохладили огонь болезни у Петровой тещи: «Прикоснуся руце ея, и остави ю огнь». Это те руки, которые, восхотевши исцелить Адамовы руки, простер­тые к заповеданному древу, простерлись на кресте, соделали спасение миру и жизнь вечную человеческому роду подписали кровию, как киноварью, и гвоздями, как тростию. Это те руки, которые объемлют отечес­ким объятием блудных сынов, обращающихся к Нему, принимают на рамена свои заблудшую овцу и собира­ют все народы в единую церковь: «На кресте пречис­тыя Своя руце простер, собирая вся языки».

И такие-то руки насквозь были прободены столь ужасным гвозд-ным уязвлением! О, премилостивые и прещедрые руки Господа на­шего Иисуса Христа! О, пресладкие язвы ручные! Поклоняемся вам благодарственным поклонением, обло­бызаем вас сердечными устами и простираем к вам ру­ки наши, дабы ущедрили нас. Осязавши руки Господни таким богомышлением, будем брать из них, кто что хочет и сколько хочет.

Брать же будем верою: «Сумняйбося уподобися волнению морскому, ветры возметаему и развеваему» (Иак. 1:6), и пусть не думает такой человек, что он приимет что от Бога. Вера же определяет себе, что хочет, согласно словам св. Амвросия: «Вера имеет постольку, посколь­ку (человек) верует». Кто мало верует, тот мало и по­лучает, кто же больше верует, тот и получает больше.

Кто верует, что в нем совершится промысл Божий, это будет; кто же не верует — не будет. Если кто, усердно и прилежно молясь, верует, что молитвы его слышит Бог, то действительно Он и слышит, а кто не верует, того не слышит. Если кто верует, что получит то, чего просит, то получит сие, если же не верует — не полу­чит. «Вера имеет столько, сколько (человек) верует».

Итак, избирай себе всякий, чего ты хочешь получить из рук Господних, ибо все благое, все дорогое, все самое желанное: все находится в руках Его. Хочет ли кто дол­го жить в настоящей жизни, «се долгота дний в десни­це Его». Хочешь ли быть богатым и славным, «се в шу­йце Его богатство и слава». Хочешь ли великого могу­щества и великой власти, «десница Господня сотворит силу, десница Господня вознесет тя» (Пс. 117: 15, 16).

Но все сие — временные блага; лучше же искать веч­ных, чем временных благ; ибо о временных в одном месте говорится так: «Просите и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете» (Иак. 4: 3). Здесь я напомню случай, бывший некогда со святым Петром. Святой Петр некогда захотел быть чудотвор­цем прежде времени, хотел ходить по водам в то вре­мя, когда еще вера у него была скудна.

Он молил Гос­пода: «Аще Ты еси, повели ми прийти к Тебе по во­дам» (Мф. 14: 28). Внемлем, чего просит Петр. Он просит вещь неугодную, временную, могущую быть только до тех пор, пока он не дойдет до Иисуса. Но Господь, согласно просьбе его, повелевает ему и попус­кает сие: «Петр исшед из корабля хождаше по водам» (Мф. 14: 28). Святой Петр!

Не ищи меры выше себя: лучше с другими апостолами держаться ладьи. Какая необходимость ходить по водам, если ты имеешь ладью и на ней можешь приблизиться к Иисусу. Если же ты дерзнул и утвердился ногами твоими на воде, то не со­мневайся и не бойся, но иди с верою, как и те, о которых говорит св. Павел: «Верою преидоша Чермное море, аки по суху» (Евр. И: 29). Усумнился св.

Петр, оскудела вера его, стал он маловерным: увидевши силь­ное волнение, убоялся он и стал утопать. Видишь, Петр, что принесло тебе твое желание, твоя просьба о ненужной, кратковременной и малой вещи? Не желай быть лучшим, высшим и святейшим, чем другие, не гордись собою: вот эти люди сидят в ладье, а я хожу по водам. Что же делает Петр, когда случилось с ним то несчастие?