Orthodox Book in Golden-ship.ru

Но обратимся теперь снова лицом своим к язве Христовой. Что же? Хотим ли мы, как подобает, осязать язву Христову в Его пречистых ребрах и пресладком сердце? Осяжем же ее целою рукою, то есть, всецело любовию прилепимся к ней умом нашим, всегда смот­ря на нее и вкушая текущую оттуда сладость. Много бы можно было сказать о любви Божествен­ной, истинной и совершенной, но для повествования об этом не достанет мне времени, а кроме того могут изнемочь и слушатели мои, слушая меня, да и я, не­мощный, проповедуя.

Посему сокращу свою беседу, напомнивши только о том, что мы хотели получить из отверстого дражайшего сокровища, из язвы в ребрах и сердце Христовом. Если мы совершенно возлюбим Бо­га, то и от Него приимем совершенную любовь, покры­вающую наши грехи, ибо Он говорит: «Аз любящия Мя  люблю,  и  ищущий  Мене  обрящут  благодать» (Притч. 8: 17)

; и еще: «Аще кто Мене любит, возлюб­лен будет Отцем Моим, и Аз приду к нему и явлюся ему Сам» (Ин. 14: 21). А что может быть дороже се­го дара, сего сокровища? Итак, вот мы, возлюбленные, научились немного, по силе нашей, как нужно осязать язвы Христовы и что можно получить из них; как из отверстой сокро­вищницы. Будем же помнить сие научение и отныне начнем, осяжем, возьмем, кто что хочет, и вместе со святым Фомой воскликнем: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20: 28). Аминь.   17. Слово в неделю святых жен мироносиц (

«Иисуса ищете Назарянина распятаго: воста, несть зле» (Мк. 16: 6))   Возлюбленные слушатели! Святым мироносицам, ищущим во гробе Христа, ангел сказал, что нет Его сре­ди мертвых: «Воста, несть зде». Не ищите, говорит он, во гробе истощившего гробы, Животодавца между мертвыми не испытуйте, не взыскуйте нетленного во тли: не дал Бог Сыну Своему видеть нетления. «Воста, несть зде». «Несть зде»! Но где же Он? Кто нам скажет?

В прошлую неделю святой Фома любопытствовал, желая нечто узнать и увериться в воскресении Христовом, го­ворил: «Аще не вижу, аще не осяжу, не иму веры» (Ин. 20: 25). В нынешнюю же неделю я, грешный, хочу любо­пытствовать, искать и узнать, где ныне Христос обрета­ется по Своем востании из гроба? На каком месте? Где может быть сказано о Нем, что здесь Он?

Кто-либо скажет: Христос по воскресении Своем вознесся на небо и сел одесную Бога Отца. Это истина. Однако же не ложны и те Его слова, в которых Он обе­щал, говоря: «Аз еемь с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28: 20). Тогда где же Он с нами? На каком месте? Между какими лицами и чинами? По чему можно узнать Его присутствие?

Кто может по правде сказать: здесь Он? Хочу поискать Тебя, Господа моего: «Тебе рече сердце мое, взыска Тебе лице мое, лица Твоего Господи взыщу» (Пс. 26: 8). Только Ты Сам помоги мне найти Тебя. «Учителю, где живеши?» (Ин. 1: 38). Скажи нам! Яви лицо Твое, и мы спасены будем. Любовь же ваша да поможет моему недостоинству искать Христа Богомысленным исканием.

Начиная искать, где ныне по Своем, воскресении обретается Христос, Бог наш, прежде всего необходимо очень остерегаться того, чтобы где не найти ложного, а не истинного Христа, ибо Сам истинный Христос, Гос­подь наш, во святом Евангелии предостерегает нас, го­воря: «Аще кто речет вам: се зде Христос, или одне, не имите веры. Востанут бо лжехристы и лжепророцы и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя» (Мф. 24: 23, 24).

Вот я пред­сказал вам, что если скажут вам: в пустыне Христос, то не изыдите к Нему; или: в сокровенном месте Христос, то не имейте веры. Слышал я, что многие, оставивши дом свой, иму­щество и родных, убежали в пустыню, леса Брынские, ища там Христа и правой веры, как будто бы в пусты­не Христос. Будто Христос и правая вера в Него сидит где-либо в лесу за колодою. Не пойду я за ними.

Я послушаюсь слов Самого истинного Христа, Господа мо­его: «Аще рекут вам: се в пустыне есть Христос, не изыдите». Слышал я, что у раскольников тайно уже и христы имеются, но не верую я в тех христов: я слу­шаюсь слов Самого истинного Христа, Господа моего: «Аще рекут вам: Христос; не имите веры». Я знаю, что это лжехристы или антихристы, как говорит Богослов: «Дети, последняя година есть; и якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша» (Ин. 2: 18).

Пока самый антихрист придет, вот уже много наплодилось антихристов или, вернее говоря, предтечей антихристовых. Но нет среди них истинно­го Христа: «Несть зде». Где обретается Христос по Своем воскресении? Кто-либо богословски скажет: Христос везде, ибо Он есть «Бог везде сый и вся исполняяй», что говорила недавно и церковь в одном тропаре: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог.

В рай же с разбойником и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный». Небеса не вмещают Христа, Бога нашего; поднебесная вся не объемлет Его, и все концы земные не ограничивают Его. Посему Псалом-ник. говорит: «Камо пойду от Духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще же сниду во ад, тамо еси; аще возму крыле мои ра­но и вселюся в последних моря, и тамо рука Твоя» (Пс. 138: 7, 10).

Христос Бог всемогущею силою Сво­ею везде находится: на небесах соцарствует Отцу, во аде мучит бесов, в поднебесной соблюдает и устрояет жизнь человеческую. «О Нем бо живем и движемся, и есмы» (Деян. 17: 28). Во всей вселенной Он содержит все и управляет всей тварью Своей, как видимой, так и невидимой. Если же Христос Бог наш и везде находит­ся Своею всемогущею и всесодержащею силою, то бла­гословением и благодатию Своею Он не везде присут­ствует: в одном месте есть, в другом совсем не бывает, а в ином был, но ушел, говоря: «Се оставляется дом ваш пуст». «Воста, несть зде».

Где же можно доподлин­но узнать место обитания Его? Псаломник говорит: «Господь во храме святем Сво­ем»; следовательно, Христос, Господь наш, по воскресе­нии Своем обитает в святых храмах, созидаемых в честь Его. На это можно было бы надеяться, но допод­линно сие не известно, ибо святой первомученик Сте­фан говорит так: «Соломон созда Ему храм.