Orthodox Book in Golden-ship.ru

Она простирается от начала до конца вселенной и есть во всяком народе и племени, какие только правоверно славят Христа Бога. Основание сей церкви — Сам Христос; стены — закон Божий; столпы — апостолы, евангелисты и учители; покров — Дух Святый. Об этой-то церкви у апостола и пишется: «Вы есте церкви Бога живаго», как сказал Бог: «Вселю­ся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие» (2 Кор. 6: 16; Пс. 10: 3).

Посему если псаломское писание говорит: «Господь в церкви святей Своей», то нужно это понимать так, что Господь обитает во множестве Своих верующих; и если, по преждесказан-ным словам святого Стефана, «не в рукотворенных храмех живет», то без сомнения Он живет в нерукотворенной Своей церкви, которую до конца возлюбил, кото­рую искупил Своею кровию и за которую Он положил душу Свою.

Итак, в церкви, в собрании верующих, нужно искать Христа, обитающего по Своем воскресе­нии, ибо Он им сказал: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28: 20). Но, о, как окаянны последние времена наши, ибо ныне сия святая церковь крайне притесняется и умаля­ется: с одной стороны — внешними гонителями, с дру­гой же — внутренними раскольниками, которые, по апостолу, «от нас изыдоша, но не быша от нас; аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами» (1 Ин. 2: 19).

Они не сыны церкви, но прелюбодеи, терзают внутрен­ность церкви, своей матери, хулят ее многими непо­требными словами и, отторгшись от нее, увлекают за собой и многих других, толкая их к заблуждению и по­гибели. Теперь уже так умалилась сама истинная собор­ная и апостольская церковь, что едва можно где-либо найти истинного сына церкви.

Чуть ли не во всяком го­роде находится теперь какая-либо особая вера, и толку­ют теперь о вере и простые мужики, и бабы, совершен­но не знающие истинного пути; рассуждают о догматах, учат о сложении трех перстов и проповедуют новый не­правильный крест. Стоят окаянные в своем упорстве, презирая и отвергая истинных учителей церковных. Иные же, хотя и находятся как будто внутри церкви, но сие — одно коварство: они только вид имеют благо­честия, «силы же его отметаются».

В таких поистине нет Христа, нет в них Бога: «Несть зде». Но оставлю ныне говорить о таких подробно. Пойду лучше дальше в путь, желая найти Христа. Я сказал, по Псалмопевцу, что «Господь в церкви святей Своей», в церкви святой, апостольской, право­верной, простирающейся по всей вселенной, хотя и притесняемой, и озлобляемой, и терзаемой, однако препобеждающей, которой даже и адовы врата не могут одолеть.

Я сказал, что в ней Господь, посему и удаляю­щимся от нея нет спасения. Но все-таки поищу Христа и в другом месте, в осо­бенности же в сынах церкви, ибо многие и православ­ную истинную веру содержат, и внутри церкви находят­ся, и как будто держатся своей матери, и даже не по­мышляют отторгнуться от нее, а между тем они чужды Христа.

Церковь святая, как нива пшеничная: она име­ет и пшеницу, и плевелы, но и то, и другое — только до жатвы. В церкви святой, значит, есть и добрые, и злые, есть и праведники, и грешные, есть и овцы, и коз­лища; церковь — как мать: она питает и согревает не только добрых своих чад, но и злых, — добрых любя, а злых терпя и милосердствуя о них.

Я же ищу Христа только в истинных чадах церкви, где Он находится по Своем воскресении: «Где есть?» Снова я спрошу у Псаломника, где искать Господа нашего? Псаломник говорит: «Господь посреде людей Своих», и еще: «Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди своя миром» (Пс. 124: 2; 28: 11). Но я и еще спрошу: кто же эти люди Христа, Бога нашего?

Поистине всякий скажет, что люди Хри­стовы — это христиане. Итак, будем искать Христа между христианами и скажем: «Есть зде». Но опять приходится болеть сердцем, ибо многие из нас только по имени христиане, а по делам — гор­ше поганых; только имя христианское, житие же скот­ское, свинское. Мы ограждаемся крестом Христовым и вторично распинаем Христа, как богоубийцы, — распи­наем Его скверными, мерзкими и нечистыми делами.

Мы поклоняемся иконе Христовой, а кровь Его дражай­шую, излиянную за нас, попираем ногами, соделывая бесцельным и недейственным Его вольное страдание за нас. Мы хвалимся именем христианским и это же са­мое Его святое имя, нам данное, мы делаем хульным. Будучи христианами, живем не по-христиански. Что же? Можно ли сказать, что здесь Христос? Никогда! «Воста, несть зде!

» При каждом таком христианине невидимо стоит ангел хранитель и плачет, говоря: не ищи здесь Хрис­та, — когда-то был здесь, но давно уже отошел. «Вос­та, несть зде». Но не все христиане таковы. Есть злые, зато есть и добрые. Как посреди пшеницы есть плевелы, так и по­среди плевел иногда бывает пшеница. Среди злых мож­но найти много и добрых, имеющих в себе Христа, и иногда можно будет сказать: вот здесь Он. Итак, будем смотреть и искать.

Теперь нас устрашают слова Господа нашего, хотя и не к нам сказанные, но достигающие и до нас. Господь сказал: «Взыщете Мене, и не обрящете», и «Во гресех ваших умрете» (Ин. 7: 34; 8: 21). Но почему же, о, Господь наш! мы не можем найти Тебя? Потому, гово­рит Он, что не даете Мне места в вас к пребыванию; ес­ли и принимали Меня когда-либо вашим малым ко Мне обращением, зато вскоре же снова изгоняли Меня бес­честно, снова возвращались к вашим злым делам.

Но все-таки мы будем искать Тебя, Господи. Поищем Его в чине духовном. Ведь в нем и подо­бало бы Христу быть, как в Своих истинных служите­лях, носящих образ Христов. Но и в них редко найдешь Христа, ибо и из них каждый ищет своего, себе добра желает, а не людям, себя пасет, а не Христово стадо. Что, если бы кто, посмотревши прежде всего на самый высокий духовный чин, спросил бы кого (но только, чтобы он ответил по правде)