Orthodox Book in Golden-ship.ru St. Demetrius of Rostov   Teachings and Homilies (2) Table of Contents 25. First Homily for the Council of the Archangel Michael, in the month of November, on the 8th day ("To His angels He commandeth for thee, to keep thee in all thy ways" (Psalm 90:11)) 1:26. Second Homily on the Battle of the Holy Archangel Michael, Commander of the Heavenly Hosts, and His Angels with the Seven-Headed Serpent (

Ты же свыше взирай на нас, осени нас твоим благословением и позволь мне, грешному, по­беседовать о златых устах твоих своими брен­ными устами; слушатели же, любящие тебя, да послушают о том с любовью. Да спасет Бог ту жену, которая нарекла святому Иоанну прекрасное, приличествую­щее ему наименование «Златоустый»! Поис­тине, Бог говорил устами ее, ибо это имя дано по делу.

Но каким образом уста эти были золоты­ми? Почему они золотые? Жена не истолкова­ла этого, предоставила нам истолковать себе. А потому истолкуем. Кто не знает, что уста святого Иоанна Златоустого были не из веще­ственного золота и не позолочены веществен­ным золотом, что они были такие же из плоти, как и наши? Ибо он был «плоть от плоти на­шей и кость от костей » (ср. Быт. 2, 23) наших.

Уста же его честные названы золотыми не по­тому, что они были из золота, но по благодати богодухновенной премудрости, исходившей из его уст, как воспевает ему святая Церковь: «Излияся благодать во устнах твоих, препо­добие отче, и был еси пастырь Христовой Церкве, уча словесныя овцы». Уста сделались золотыми по силе богомудрого учения.

Сде­лай уста из самого хорошего золота и посмот­ри, что из этого выйдет? Промолвят ли они тебе что-либо? Ничего. Чтобы яснее обнаружилось пред нами это духовное золото, то есть богодуховенная пре­мудрость на устах святого Златоуста, и чтобы лучше распознать ее, противопоставим его духовной премудрости глупую мудрость ми­ра. Ибо противоположные вещи, положен­ные рядом, лучше являют свою силу.

Положи сажу рядом со снегом, простой камешек с ал­мазом, грязь с золотом, и ты скорее увидишь преимущество хорошей вещи и ничтожество плохой. Итак, положим мудрость мира сего около духовной премудрости и увидим яснее духовное блистание духовного золота, прему­дрости духовной. Есть премудрость духовная, и есть пре­мудрость мирская.

Обе эти премудрости опи­саны в послании святого апостола Иакова следующим образом: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведе­нием с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварли­вость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская.

Но мудрость, схо­дящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и доб­рых плодов, беспристрастна и нелицемерна » (Иак. 3, 13-15, 17). А так как всякие вещи лучше уразумева­ются из примера, чем из рассуждения, то пусть станут пред очами нашими два образца двух мудростей: духовной, говорю, и мирской.

Образом первой святой премудрости пусть бу­дет празднуемый ныне учитель вселенной, святой Иоанн с плотяными и так называемы­ми златыми устами. Образ же второй, мир­ской, премудрости пусть будет поставлен против первого с истинно золотыми и сде­ланными из вещественного золота устами. Какой же это образ? Идол вавилонский, сделанный Навуходоносором и поставлен­ный на поле Деире.

Не золотые ли уста имел тот идол, весь золотой, и какая была польза от его уст? Они были немы. Столько народу кланяется ему в Вавилоне, звучат трубы и тимпаны, называют богом, ублажают похва­лами, а он молчит и сам себя не знает, как бездушный идол. Три отрока отвращаются от него, хулят его, называют идолом, а не богом, а он им ни слова вопреки: «уста имеет, а не го­ворит» (Пс. 113, 15), немой идол.

Будь же ты, идол, с твоими золотыми устами не золотом, а грязью. Твои же сладко говорящие уста, свя­той Иоанн, хотя и из плоти, но да будут золо­том. Золото в Божественном Писании явля­ется знамением или образом премудрости. В Притчах Соломоновых говорится: «Познание лучше золота отборного, и еще: Блажен чело­век, который снискал мудрость, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота; она дороже драгоценных камней и ничто из желае­мого тобою не сравнится с нею» (Притч. 8, 10; 3, 13 и сл.).

Внемлем: в духовном истолковании золо­то является только знамением или образом премудрости, а не самой премудростью. И по­тому, когда святой Иоанн называется Злато­устам, то этим изъявляется его премудрость, исходящая из его уст, а не то, что плотяные ус­та его превращаются в вещественное золото. По пониманию же мира сего, золото — это сама премудрость. Кто имеет золото, тот премудр.

В мире золото всюду витийствует: золото превозмогает на судах, золото оправ­дывает виновного, золото ходатайствует ми­лость у вельмож, золото приобретает добрых друзей, золото успешно получает почетное начальствование, золото украшает и некраси­вого, золото возводит к высоким санам, золо­то делает простеца мудрым и неславного про­славленным.

Словом, золото — это мудрость мира сего! Золото — красноречивый ритор, а ты, нищий, хотя и мудр, но молчи! Но не хвались ты, зла­тая мудрость мира сего! Скоро познается и обличится твоя глупость, когда будет выстав­лен вавилонский идол. Обратимся опять к идолу вавилонскому, но уже не к тому, который был поставлен на поле Деире, а к другому, виденному во сне, и усмотрим и у него глупую, хотя бы и золотую мудрость мира сего.

Видит Навуходоносор, царь вавилонский, в сонном видении великого идола, у которого голова золотая, грудь и руки серебряные, чре­во медное, голени железные, остальная же часть ног глиняная. Что же знаменовал этот идол? Смотрю толкование у святого Метафраста, в житии святого пророка Даниила и вижу: золото знаменует вавилонское царство, серебро знаменует царство Мидо-Персидское, ибо как две руки были из единого серебра, так и два царства, Мидийское и Персидское, были совокуплены во единую монархию; медь обо­значает будущее Греческое царство; железо означает Римское царство, и как из железа были две голени, так и Римское царство име­ло две части: восточную и западную; глина оз­начала уничтожение всех земных царств пред страшным Судным днем, после которого на­ступит единое вечное небесное царство.