Orthodox Book in Golden-ship.ru St. Demetrius of Rostov   Teachings and Homilies (2) Table of Contents 25. First Homily for the Council of the Archangel Michael, in the month of November, on the 8th day ("To His angels He commandeth for thee, to keep thee in all thy ways" (Psalm 90:11)) 1:26. Second Homily on the Battle of the Holy Archangel Michael, Commander of the Heavenly Hosts, and His Angels with the Seven-Headed Serpent (

Образом первой святой премудрости пусть бу­дет празднуемый ныне учитель вселенной, святой Иоанн с плотяными и так называемы­ми златыми устами. Образ же второй, мир­ской, премудрости пусть будет поставлен против первого с истинно золотыми и сде­ланными из вещественного золота устами. Какой же это образ? Идол вавилонский, сделанный Навуходоносором и поставлен­ный на поле Деире.

Не золотые ли уста имел тот идол, весь золотой, и какая была польза от его уст? Они были немы. Столько народу кланяется ему в Вавилоне, звучат трубы и тимпаны, называют богом, ублажают похва­лами, а он молчит и сам себя не знает, как бездушный идол. Три отрока отвращаются от него, хулят его, называют идолом, а не богом, а он им ни слова вопреки: «уста имеет, а не го­ворит» (Пс. 113, 15), немой идол.

Будь же ты, идол, с твоими золотыми устами не золотом, а грязью. Твои же сладко говорящие уста, свя­той Иоанн, хотя и из плоти, но да будут золо­том. Золото в Божественном Писании явля­ется знамением или образом премудрости. В Притчах Соломоновых говорится: «Познание лучше золота отборного, и еще: Блажен чело­век, который снискал мудрость, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота; она дороже драгоценных камней и ничто из желае­мого тобою не сравнится с нею» (Притч. 8, 10; 3, 13 и сл.).

Внемлем: в духовном истолковании золо­то является только знамением или образом премудрости, а не самой премудростью. И по­тому, когда святой Иоанн называется Злато­устам, то этим изъявляется его премудрость, исходящая из его уст, а не то, что плотяные ус­та его превращаются в вещественное золото. По пониманию же мира сего, золото — это сама премудрость. Кто имеет золото, тот премудр.

В мире золото всюду витийствует: золото превозмогает на судах, золото оправ­дывает виновного, золото ходатайствует ми­лость у вельмож, золото приобретает добрых друзей, золото успешно получает почетное начальствование, золото украшает и некраси­вого, золото возводит к высоким санам, золо­то делает простеца мудрым и неславного про­славленным.

Словом, золото — это мудрость мира сего! Золото — красноречивый ритор, а ты, нищий, хотя и мудр, но молчи! Но не хвались ты, зла­тая мудрость мира сего! Скоро познается и обличится твоя глупость, когда будет выстав­лен вавилонский идол. Обратимся опять к идолу вавилонскому, но уже не к тому, который был поставлен на поле Деире, а к другому, виденному во сне, и усмотрим и у него глупую, хотя бы и золотую мудрость мира сего.

Видит Навуходоносор, царь вавилонский, в сонном видении великого идола, у которого голова золотая, грудь и руки серебряные, чре­во медное, голени железные, остальная же часть ног глиняная. Что же знаменовал этот идол? Смотрю толкование у святого Метафраста, в житии святого пророка Даниила и вижу: золото знаменует вавилонское царство, серебро знаменует царство Мидо-Персидское, ибо как две руки были из единого серебра, так и два царства, Мидийское и Персидское, были совокуплены во единую монархию; медь обо­значает будущее Греческое царство; железо означает Римское царство, и как из железа были две голени, так и Римское царство име­ло две части: восточную и западную; глина оз­начала уничтожение всех земных царств пред страшным Судным днем, после которого на­ступит единое вечное небесное царство.

Здесь я спрошу о двух вещах: почему обра­зование всех монархий, всех царств мира сего было явлено Навуходоносору не наяву, а во сне? И почему не в образе какого-либо живо­го лица, а в образе идола? Не нужно далеко искать ответов, сам разум отвечает: потому образование всех монархий поднебесных яв­лено было Навуходоносору во сне, а не явно, что все царства мира сего проходят, как сон, по словам Давида: «Низложил их, когда они разгордились. Как они пришли в разорение!

Внезап­но исчезли, погибли за беззаконие свое, как сон пробудившегося» (Пс. 72, 18—20). Как спящий человек, воспрянув от сна, забывает, что ему снилось, и не рассказывает, а если и помнит что-нибудь и рассказывает другому, то вскоре забывает, так и прежде бывшие монархии прошли, как бы во сне, и мы слушаем повествование о них как рассказ о минувшем сне.

Была монархия Вавилонская, Мизийская, Персидская, и была горда, ибо была богата золотом и серебром, и ныне уже нет ее: «Низложил их, когда они разгордились». Где же она? «Была в запустении», и уже не найдешь и места ее. «Исчезла, погибла, как сон пробудившегося». Была монархия Греческая, Римская, и была горда, ибо была храбра и сильна, как медь и железо, была — и ныне уже нет ее: «Низложил их, когда они разгордились». Где же она?

«Была в запустении», и уже едва найдешь место ее. «Исчезла, погибла, как сон пробудившегося». Есть и ныне много монархий в поднебес­ной. Есть, но долго ли они будут стоять, Бог весть! Но в конце концов наступит время, когда и их не будет, когда и они пройдут, «как сон пробудившегося», ибо жизнь наша течет, как сон. Хорошо говорит святой апостол Иаков: «Что такое жизнь наша?

Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4, 14). На другой же вопрос: почему образование всех царств и монархий показано под образом не какого-либо лица, а идола Навуходоносорова, — отвечаем так: для явления глупой премудрости мира сего. Мудрость мира сего, как сказано выше, заключается в золоте, в бо­гатстве. Кто богат, тот и мудр, того все слуша­ют, почитают, ублажают и слово его считают чем-то великим. Не правда ли?

Пусть засви­детельствует это святой Павел, который пи­шет Тимофею: «Богатых в настоящем веке Увещевай, чтобы они не высоко думали о себе» (1 Тим. 6, 17). Внемлем: кто высокомудрству­ет? Богатые мира сего. Следовательно, муд­рость мира сего — это богатство. Богат был идол: серебра и золота, меди и железа имел довольно, но глуп. А почему глуп?

Осмотрим его с головы до ног и увидим его глупость. Голова золотая, но безмозглая, пустая, ума в ней нет. Очи и уши золотые, а слеп и глух. Уста золотые, а нем; руки сереб­ряные, а ничего никому не дают; чрево мед­ное, но без дыхания; голени железные, а не сойдут с места. Глупее же всего то, что все это богатство, золото и серебро, медь и железо, стоит и утверждается на глиняных ногах.