Orthodox Book in Golden-ship.ru St. Demetrius of Rostov   Teachings and Homilies (2) Table of Contents 25. First Homily for the Council of the Archangel Michael, in the month of November, on the 8th day ("To His angels He commandeth for thee, to keep thee in all thy ways" (Psalm 90:11)) 1:26. Second Homily on the Battle of the Holy Archangel Michael, Commander of the Heavenly Hosts, and His Angels with the Seven-Headed Serpent (

Здесь я спрошу о двух вещах: почему обра­зование всех монархий, всех царств мира сего было явлено Навуходоносору не наяву, а во сне? И почему не в образе какого-либо живо­го лица, а в образе идола? Не нужно далеко искать ответов, сам разум отвечает: потому образование всех монархий поднебесных яв­лено было Навуходоносору во сне, а не явно, что все царства мира сего проходят, как сон, по словам Давида: «Низложил их, когда они разгордились. Как они пришли в разорение!

Внезап­но исчезли, погибли за беззаконие свое, как сон пробудившегося» (Пс. 72, 18—20). Как спящий человек, воспрянув от сна, забывает, что ему снилось, и не рассказывает, а если и помнит что-нибудь и рассказывает другому, то вскоре забывает, так и прежде бывшие монархии прошли, как бы во сне, и мы слушаем повествование о них как рассказ о минувшем сне.

Была монархия Вавилонская, Мизийская, Персидская, и была горда, ибо была богата золотом и серебром, и ныне уже нет ее: «Низложил их, когда они разгордились». Где же она? «Была в запустении», и уже не найдешь и места ее. «Исчезла, погибла, как сон пробудившегося». Была монархия Греческая, Римская, и была горда, ибо была храбра и сильна, как медь и железо, была — и ныне уже нет ее: «Низложил их, когда они разгордились». Где же она?

«Была в запустении», и уже едва найдешь место ее. «Исчезла, погибла, как сон пробудившегося». Есть и ныне много монархий в поднебес­ной. Есть, но долго ли они будут стоять, Бог весть! Но в конце концов наступит время, когда и их не будет, когда и они пройдут, «как сон пробудившегося», ибо жизнь наша течет, как сон. Хорошо говорит святой апостол Иаков: «Что такое жизнь наша?

Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4, 14). На другой же вопрос: почему образование всех царств и монархий показано под образом не какого-либо лица, а идола Навуходоносорова, — отвечаем так: для явления глупой премудрости мира сего. Мудрость мира сего, как сказано выше, заключается в золоте, в бо­гатстве. Кто богат, тот и мудр, того все слуша­ют, почитают, ублажают и слово его считают чем-то великим. Не правда ли?

Пусть засви­детельствует это святой Павел, который пи­шет Тимофею: «Богатых в настоящем веке Увещевай, чтобы они не высоко думали о себе» (1 Тим. 6, 17). Внемлем: кто высокомудрству­ет? Богатые мира сего. Следовательно, муд­рость мира сего — это богатство. Богат был идол: серебра и золота, меди и железа имел довольно, но глуп. А почему глуп?

Осмотрим его с головы до ног и увидим его глупость. Голова золотая, но безмозглая, пустая, ума в ней нет. Очи и уши золотые, а слеп и глух. Уста золотые, а нем; руки сереб­ряные, а ничего никому не дают; чрево мед­ное, но без дыхания; голени железные, а не сойдут с места. Глупее же всего то, что все это богатство, золото и серебро, медь и железо, стоит и утверждается на глиняных ногах.

Пусть бы на каменных или, по крайней мере, на деревянных дубовых, чтобы мог долго сто­ять, а на глине можно ли стоять долго? Глуп богатый идол! Глядит вверх, высокомудрству­ет, а скорого падения ног своих не видит. Падение твое близко, идол! Пошатнешь­ся, ибо стоишь на глине! А он и не посмотрит. Глуп же ты, идол, с твоей золотой головой.

С головы до ног глуп идол, то есть мир сей, не­разумный от начала и до конца бытия своего! Богаты были первые монархии, изображен­ные серебром и золотом, а глупы, ибо не по­знали Бога. Храбры были средние монархии, облеченные в медную и железную броню, но глупы, ибо не веровали в Бога, не познали Бо­га, а потому и погибли за свои беззакония. Что же сказать о последних?

Они чуть не гли­на, близки к уничтожению, ибо и конец уже «при дверях» (Мф. 23, 33; Мк. 13, 29), немного разума найдешь и в глине! Смотри же сама, мудрость мирская, уто­пающая в богатстве, сластях и страстях гре­ховных, на свою идолоподобную глупость! Имеешь голову золотую, а о персти земной не мудрствуешь! Имеешь очи, а ног своих глиня­ных, кончины, говорю, твоей и истления в гробе, не видишь!

Имеешь уши, а трубы слова Божия, трубы смертной, трубы Страшного Суда не слышишь! Имеешь уста и говоришь не доброе, а только злое, скверное, лукавое, коварное! Руки и ноги твои, все, говорю, дела твои несостоятельны, заслуживают не ми­лость Божию и спасение, а разве гнев Божий и погибель. Но пора уже нам отвратить очи свои от идола и посмотреть на живой и после смерти образ духовной премудрости — на празднуе­мого ныне угодника Божия святого Иоанна Златоустого.

Люблю старопечатную книгу, Цветную Триодь, за то самое, что в ней находится такая похвала святому Иоанну Златоусту, называю­щая его Христовыми и Павловыми устами: «Христова уста, Павлова уста; Павлова уста, Златоустаго уста; Златоустаго уста, Христова и Павлова уста!» Если святой Иоанн — уста Христовы, то поистине уста золотые» ибо Сам Христос ду­ховно именуется златой Главой, как говорится о Нем в Песни Песней: «Глава Его — чистое зо­лото» (Песн. 5, 11).

Почему же Господь наш наречен золотой Главой? Мы знаем, что Он не носил золота на Своей голове. Неудивитель­но, что эти слова сказала некогда Суламифь о своем возлюбленном Соломоне, ибо он, буду­чи царем, носил на своей голове золотой цар­ский венец. Господь же наш, имевший царство Свое не от мира сего: «Царство Мое», — говорит Он, — «не от мира сего» (Ин. 18, 36)

, вместо мирского золотого венца имел на Своей голове терно­вый венец. Почему же говорится, что голова Его золотая? Толкователи Божественного Пи­сания говорят, что так делается для изъявле­ния нам Божией премудрости, устроившей наше спасение, ибо о Нем же говорит апос­тол: «Мы проповедуем Христа распятого, Бо­жию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1, 23-24).