Orthodox Book in Golden-ship.ru St. Demetrius of Rostov   Teachings and Homilies (2) Table of Contents 25. First Homily for the Council of the Archangel Michael, in the month of November, on the 8th day ("To His angels He commandeth for thee, to keep thee in all thy ways" (Psalm 90:11)) 1:26. Second Homily on the Battle of the Holy Archangel Michael, Commander of the Heavenly Hosts, and His Angels with the Seven-Headed Serpent (

Пусть бы на каменных или, по крайней мере, на деревянных дубовых, чтобы мог долго сто­ять, а на глине можно ли стоять долго? Глуп богатый идол! Глядит вверх, высокомудрству­ет, а скорого падения ног своих не видит. Падение твое близко, идол! Пошатнешь­ся, ибо стоишь на глине! А он и не посмотрит. Глуп же ты, идол, с твоей золотой головой.

С головы до ног глуп идол, то есть мир сей, не­разумный от начала и до конца бытия своего! Богаты были первые монархии, изображен­ные серебром и золотом, а глупы, ибо не по­знали Бога. Храбры были средние монархии, облеченные в медную и железную броню, но глупы, ибо не веровали в Бога, не познали Бо­га, а потому и погибли за свои беззакония. Что же сказать о последних?

Они чуть не гли­на, близки к уничтожению, ибо и конец уже «при дверях» (Мф. 23, 33; Мк. 13, 29), немного разума найдешь и в глине! Смотри же сама, мудрость мирская, уто­пающая в богатстве, сластях и страстях гре­ховных, на свою идолоподобную глупость! Имеешь голову золотую, а о персти земной не мудрствуешь! Имеешь очи, а ног своих глиня­ных, кончины, говорю, твоей и истления в гробе, не видишь!

Имеешь уши, а трубы слова Божия, трубы смертной, трубы Страшного Суда не слышишь! Имеешь уста и говоришь не доброе, а только злое, скверное, лукавое, коварное! Руки и ноги твои, все, говорю, дела твои несостоятельны, заслуживают не ми­лость Божию и спасение, а разве гнев Божий и погибель. Но пора уже нам отвратить очи свои от идола и посмотреть на живой и после смерти образ духовной премудрости — на празднуе­мого ныне угодника Божия святого Иоанна Златоустого.

Люблю старопечатную книгу, Цветную Триодь, за то самое, что в ней находится такая похвала святому Иоанну Златоусту, называю­щая его Христовыми и Павловыми устами: «Христова уста, Павлова уста; Павлова уста, Златоустаго уста; Златоустаго уста, Христова и Павлова уста!» Если святой Иоанн — уста Христовы, то поистине уста золотые» ибо Сам Христос ду­ховно именуется златой Главой, как говорится о Нем в Песни Песней: «Глава Его — чистое зо­лото» (Песн. 5, 11).

Почему же Господь наш наречен золотой Главой? Мы знаем, что Он не носил золота на Своей голове. Неудивитель­но, что эти слова сказала некогда Суламифь о своем возлюбленном Соломоне, ибо он, буду­чи царем, носил на своей голове золотой цар­ский венец. Господь же наш, имевший царство Свое не от мира сего: «Царство Мое», — говорит Он, — «не от мира сего» (Ин. 18, 36)

, вместо мирского золотого венца имел на Своей голове терно­вый венец. Почему же говорится, что голова Его золотая? Толкователи Божественного Пи­сания говорят, что так делается для изъявле­ния нам Божией премудрости, устроившей наше спасение, ибо о Нем же говорит апос­тол: «Мы проповедуем Христа распятого, Бо­жию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1, 23-24).

Как на золото покупаются великие и предорогие вещи, так и Божия премудрость Христос, излив за нас Кровь Свою, купил нам освобождение от ада и наследие вечного цар­ствия, по словам Писания: «Не тленным сереб­ром или золотом искуплены, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр. 1, 18-19). И как золото преоб­ладает над всем в мире сем, так и в мире премирном — Божия премудрость.

Будучи проповедником Божией Премуд­рости, святой Иоанн, уста Сей златой Главы, поистине, и сам является золотым, поистине, Златоустый. А почему святой Иоанн Златоуст является устами Христовыми, это явно из следующего. Сказан некогда Бог пророку Своему Иере­мии: «Если извлечешь драгоценное от недостой­ного, как уста Мои будешь» (Иер. 15, 19).

В Сирском переводе это место читается так: «Ес­ли изведешь достойное от недостойного, как уста Мои будешь». «То есть если сделаешь грешного человека праведным, если изведешь его из грехов на спасительную стезю покая­ния, если отлучишь его от козлищ, от части шуей, и приведешь к овцам, которые встанут одесную Меня, если сделаешь это, будешь Моими устами», — говорит Господь Вседер­житель.

А так как святой Иоанн Златоуст, проповедник покаяния, привел своей пропо­ведью к покаянию многих грешников и отлу­чил их от козлищ, присоединив к овцам Хри­стовым, и ныне творит то же самое своими богодухновенными книгами, то он поистине является устами Христовыми. Уста Христовы словом воскрешали мерт­вых: дочь Иаира, сына вдовы, четверодневного Лазаря, которые были мертвы телом.

Пропо­ведующий же слово Божие и учащий покая­нию воскрешает души, умершие грехами. Святой Григорий Двоеслов рассуждает об этом так: «Проповедь слова Божия действует с большей силой, чем молитва. Ибо большее чудо — обратить грешного на путь покаяния словом учения, чем воскресить мертвого. При воскрешении мертвеца восстает плоть, кото­рая снова умирает, а в воскресении грешника восстает душа и живет иначе.

Если хочешь убедиться на деле, что сказанное — истина, смотри: воскресил Бог Лазаря телесно, и что делал Лазарь после своего воскресения, Пи­сание о том умолчало; воскресил Бог душу в Павле, и что сотворила душа Павлова? Своим учением соделала многие чудеса и силы». Так говорит святой Григорий. А так как святой Иоанн Златоустый, по­добно святому Павлу, воскресил многие души от греховной смерти и доныне воскрешает сво­ими писаниями, то он поистине является уста­ми Христовыми и вместе устами Павловыми: «Златоустаго уста, Христова и Павлова уста».

Святой апостол Павел говорил от уст Хри­стовых и сделался устами Христовыми. Свя­той Златоуст говорит от уст Павловых, как это видел архидиакон Прокл, смотревший в сква­жину. Когда святой Иоанн писал толкования на послания Павловы, именуемые ныне бесе­дами на Послания апостольские, виден был стоявший позади него святой Павел, кото­рый, наклонившись к уху пишущего, как бы внушал ему записываемые слова.