Orthodox Book in Golden-ship.ru St. Demetrius of Rostov   Teachings and Homilies (2) Table of Contents 25. First Homily for the Council of the Archangel Michael, in the month of November, on the 8th day ("To His angels He commandeth for thee, to keep thee in all thy ways" (Psalm 90:11)) 1:26. Second Homily on the Battle of the Holy Archangel Michael, Commander of the Heavenly Hosts, and His Angels with the Seven-Headed Serpent (

Как на золото покупаются великие и предорогие вещи, так и Божия премудрость Христос, излив за нас Кровь Свою, купил нам освобождение от ада и наследие вечного цар­ствия, по словам Писания: «Не тленным сереб­ром или золотом искуплены, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр. 1, 18-19). И как золото преоб­ладает над всем в мире сем, так и в мире премирном — Божия премудрость.

Будучи проповедником Божией Премуд­рости, святой Иоанн, уста Сей златой Главы, поистине, и сам является золотым, поистине, Златоустый. А почему святой Иоанн Златоуст является устами Христовыми, это явно из следующего. Сказан некогда Бог пророку Своему Иере­мии: «Если извлечешь драгоценное от недостой­ного, как уста Мои будешь» (Иер. 15, 19).

В Сирском переводе это место читается так: «Ес­ли изведешь достойное от недостойного, как уста Мои будешь». «То есть если сделаешь грешного человека праведным, если изведешь его из грехов на спасительную стезю покая­ния, если отлучишь его от козлищ, от части шуей, и приведешь к овцам, которые встанут одесную Меня, если сделаешь это, будешь Моими устами», — говорит Господь Вседер­житель.

А так как святой Иоанн Златоуст, проповедник покаяния, привел своей пропо­ведью к покаянию многих грешников и отлу­чил их от козлищ, присоединив к овцам Хри­стовым, и ныне творит то же самое своими богодухновенными книгами, то он поистине является устами Христовыми. Уста Христовы словом воскрешали мерт­вых: дочь Иаира, сына вдовы, четверодневного Лазаря, которые были мертвы телом.

Пропо­ведующий же слово Божие и учащий покая­нию воскрешает души, умершие грехами. Святой Григорий Двоеслов рассуждает об этом так: «Проповедь слова Божия действует с большей силой, чем молитва. Ибо большее чудо — обратить грешного на путь покаяния словом учения, чем воскресить мертвого. При воскрешении мертвеца восстает плоть, кото­рая снова умирает, а в воскресении грешника восстает душа и живет иначе.

Если хочешь убедиться на деле, что сказанное — истина, смотри: воскресил Бог Лазаря телесно, и что делал Лазарь после своего воскресения, Пи­сание о том умолчало; воскресил Бог душу в Павле, и что сотворила душа Павлова? Своим учением соделала многие чудеса и силы». Так говорит святой Григорий. А так как святой Иоанн Златоустый, по­добно святому Павлу, воскресил многие души от греховной смерти и доныне воскрешает сво­ими писаниями, то он поистине является уста­ми Христовыми и вместе устами Павловыми: «Златоустаго уста, Христова и Павлова уста».

Святой апостол Павел говорил от уст Хри­стовых и сделался устами Христовыми. Свя­той Златоуст говорит от уст Павловых, как это видел архидиакон Прокл, смотревший в сква­жину. Когда святой Иоанн писал толкования на послания Павловы, именуемые ныне бесе­дами на Послания апостольские, виден был стоявший позади него святой Павел, кото­рый, наклонившись к уху пишущего, как бы внушал ему записываемые слова.

Итак, свя­той Златоуст, писавший и говоривший от уст Павловых, сделался устами Павловыми, Пав­ловыми и вместе с тем Христовыми. Павел почерпал струю Божественной премудрости и учения у Христа, Златоуст же у обоих — у Христа и Павла, и потому «Златоус­таго уста, Христова и Павлова уста». О златословный, златоречивый, златоус­тый Иоанн!

Скажи златыми твоими устами вместе с устами Павловыми молитвенное слово о нас златой Главе нашей, Главе Церк­ви, Христу, чтобы Он помянул нас Своими Божественными устами во царствии Своем и сказал нам: «Придите ко Мне, благословенные» (Мф. 25, 34)! Аминь.     28. Поучение на память преподобных отцов наших Варлаама и Иосифа Индийских, месяца ноября, в 19 день в 1705 г . (

«Подобно царство небесное куп­цу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоцен­ную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф.13,45-46))   В нынешний день пришли сюда из стран Далеких купец и продавец с дорогим товаром, слушатели возлюбленные! Кто купец? — Преподобный царевич Иоа-саф. Кто продавец? — Преподобный Варлаам. Из каких стран? — Из Индии. С каким товаром? — С бисером драгоцен­ным. Но что такое бисер?

— Бисер — каждый камень честной и драгоценный, святящийся каким-либо цветом, как и прекрасные Марга­риты, то есть жемчуг крупный, — все это име­нуется бисером. Мы же собрались сюда на этот праздник как бы на торг или ярмарку, собрались посмо­треть на продажу и куплю. Видим мысленны­ми очами своими продавца и купца, преподоб­ных отцов Варлаама и Иоасафа, пришедших из небесных стран на свой праздник во святой храм свой. Слышим торг, а товара не видим.

На словах торгуют: продавец продает не пока­зав, купец покупает не видя. Молодой купец верит старому продавцу, что он не обманет, а старый продавец хочет больше выторговать у молодого и не показывать свой товар, а толь­ко хвалит, чтобы возбудить в нем больше усердия и желания покупки. Хвалит продавец свой товар: «Есть у меня камень драгоценный, подобного которому нет нигде, цену которого никто оценить не может, ибо он несравненно превосходит все добрые и драгоценные вещи.

Он дает слепым свет, глухим слух, немым язык, недужным здравие. Он отгоняет от людей бесов, умудряет неразумных и все доброе и вожделенное дару­ет приобретшему его. Поистине, товар тот ве­лик и достоин, и кто не желал бы приобрести себе столь дивный бисер! Какая же цена ему? Продай все, что име­ешь, и купи его. Где же купить? Ищи сам, не ленись!

«Подобно царство небесное купцу ищу­щему» — ищущему, а не леностному. Ищи, и ты найдешь и купишь! Для того не показал пре­подобный Варлаам лицом свой драгоценный камень святому Иоасафу, чтобы он не поле­нился искать его. В нынешней нашей беседе вознамерился я, «при Господнем содействии и подкреплении слова» (Мк. 16, 20), войти на торжище церков­ное, чтобы поискать на духовной ярмарке до­брый бисер и подлинно испытать и узнать, что это за бисер, — единственно добрый и драгоценный, лучший, более достойный и драгоценный, чем все прочие, имеющие столь великую силу, как говорит об этом пре­подобный Варлаам святому Иоасафу.