Orthodox Book in Golden-ship.ru St. Demetrius of Rostov   Teachings and Homilies (2) Table of Contents 25. First Homily for the Council of the Archangel Michael, in the month of November, on the 8th day ("To His angels He commandeth for thee, to keep thee in all thy ways" (Psalm 90:11)) 1:26. Second Homily on the Battle of the Holy Archangel Michael, Commander of the Heavenly Hosts, and His Angels with the Seven-Headed Serpent (

Некоторые толкуют эти сло­ва так: царство небесное подобно не столько купцу, ищущему жемчужин, сколько самой искомой жемчужине; и каждый, кто хочет ку­пить себе эту жемчужину, должен продавать все, как говорит и Сам Господь: «Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. 19, 21). Но я не по­нимаю, почему не удовольствовался святой Давид этим жемчугом, то есть небесным цар­ством, ибо он говорит: «Что для меня сущест­вует на небе? И без Тебя чего желать мне на земле?» (Пс. 72, 25)

, — то есть как бы говорит: «Желание души моей не довольствуется не­бом, влечение сердца моего не довольствуется царствием небесным». Чего лучшего хочет Да­вид, чем небесное царство, мы увидим после. Вижу еще один драгоценный бисер в сун­дуке церковном, в толковом Евангелии. Ка­кой же это бисер? Душа человеческая. Душа каждого человека — это бисер, и может ли сравниться с ним какой-нибудь из вещест­венных земных бисеров?

Весь поднебесный мир не сравнится с ним: «Какая польза челове­ку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 26). И не только в подне­бесной, но и на небесах, среди всех созданий Божиих не найдется ничего драгоценнее ду­ши, ибо ради нее создано и небо, как говорит святой Златоуст: «Человек по душе своей до­роже всего мира, ибо ради него созданы небо и земля, и море, и солнце, и звезды.

Цена же души такова, какова цена Крови Христовой, излиянной за нас». Этот бисер мы имеем без купли, ибо он дан нам Создателем нашим даром: «Дал мне душу Божественным и животворящим вдох­новением», и нужно только суметь держать его, не потерять, не погубить души. Однако и этот бисер — душа, говорю, наша, — хотя по природе своей, созданной Богом, и соверше­нен, но по благодати несовершенен и требует еще много для своего совершенства, ибо кто может быть совершенным?

Для того-то мно­гие из святых «скитались в милотях и козьих ко­жах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин» (Евр. 11, 37—38); прожили жизнь свою в столь многих трудах, желая достигнуть совершенства. Вот, слушатели мои! Мы видели столь много бисеров, хранимых в церковной сокро­вищнице и предлагаемых нам честными про­давцами для покупки на торжище духовном, и не нашли еще такого, который был бы луч­ше, честнее и дороже всех других: все хороши, все достойны, все необходимы, но каждый из них сам по себе несовершенен, требует еще чего-то для своего совершенства.

Какой же бисер превосходит все прочие и не только не требует ничего для своего совер­шенства, но и восполняет недостаток его во всех других? Воистину не какой-либо иной, как Сам воплотившийся Бог, Христос Спаси­тель наш, о Котором говорит апостол: «Камень же был Христос» (1Кор. 10, 4). Христос — многоценный Бисер, более ценный, чем все другие, как мы воспеваем Ему в акафисте: «Иисусе, Бисере честный, осияй мя! Иисусе, каменю драгий, просвети мя!

» Рождение этого Бисера святой Феофилакт уподобляет рождению бисера в море, говоря: «О происхождении бисера рассказывают так: в море есть некие черепокожные животные, именуемые астридами, которые обыкновенно находятся в закрытом положении. Иногда они раскрываются, и если ударит молния, тотчас же снова закрываются, приняв в себя и претворяя часть молнии и сходящей росы.

И так зарождается в них бисер, который от это­го бывает белым. Подобно этому и Христос зачался в Деве от молнии свыше — Духа Свя­того» (Блж. Феофилакт на Матфея, гл. 13). Этот мысленный Бисер совершеннее всех совершенств: «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19, 17). И Он не только не имеет в чем-либо недостатка, но и исполняет всех нас.

Этот Бисер достойнее всех достоинств, прекраснее всех красот, лучше всех прекрасностей, и цена Его неоценима! Ибо кто мо­жет оценить Бога? Сила же Его столь велика, как описывает ее преподобный Варлаам свя­тому Иоасафу: Он дает слепым свет, глухим слух, немым язык, недужным здравие: Он прогоняет от людей бесов, умудряет неразум­ных и дарует все доброе и вожделенное при­обретшему Его, то есть привлекает за Собой и все прежденазванные бисеры, ибо они не остаются без Него, но следуют за Ним, как члены за главой.

Этот-то драгоценнейший Бисер прилеж­но и усердно искал царственный пророк Да­вид, не довольствуясь ни земным, ни небес­ным царством и говоря: «Что для меня на небе? И без Тебя чего желать мне на земле?» (Пс. 72, 25); то есть как бы сказав: если бы кто-нибудь спросил меня: «Чего ты больше желаешь — царства небесного или же только Самого Бо­га?

» — то я отвергнул бы небесное царство и пожелал бы Бога. Ибо что для меня небо? Не лучше ли Бог, Создатель неба? Кто-то другой из богомыслящих сказал: «Я желал бы быть лучше в аду с Богом, чем на небе без Бога». Но как же мы можем приобрести этот драгоценнейший Бисер, то есть Бога? Еван­гельский купец, найдя одну хорошую, драго­ценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, чтобы купить его.

Если хочешь приоб­рести Бога, иди и продай все, что имеешь! Имеешь ли многие вотчины, города, страны, княжества, царства — не пожалей ничего ра­ди Бога. Может быть, кто-нибудь скажет: «Я ниш и убог и ничего не имею, что же я продам, на что куплю этот бесценный мысленный Бисер, Бога?» Я отвечу таковому: пусть ты ниш веще­ством, но ты можешь быть богат добрым про­изволением, имеешь свободную волю, как Самодержец монархию, почтен от Бога разу­мом как венцом царским.

Душа и тело — твои города, страсти душевные и телесные — твои холопы, подчиненные твоей воле. Добрые по­мышления — твое воинство, предстоящее те­бе, которым ты повелеваешь: «Идите, и идут, придите, и приходят» (Мф. 8, 9). Продай эту твою монархию, свободную волю, откажись от нее и твори волю создав­шего тебя Бога. Разум, как венец царский, положи к ногам Христа в знак вечного под­данства, в знак послушания, по слову апосто­ла: «Пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10, 5).

Душу и тело подчини Владыке твоему Христу, отсеки душевные страсти, страсти телесные поработи духу. Во­инство твое, мысли, строй на службу Царю Небесному, предстоя ими всегда Ему. Мысли твои, говорю, да будут всегда как бы стоящи­ми пред Богом. Итак, отдав все свое Богу, приобретешь Самого Бога, купишь у Него Его Самого, и потому никто не может сказать, что ты по нищете своей не можешь приобрести Бога.